По данным “Ъ”, экспорт российского СПГ в январе—мае вырос на 3,8% год к
году, до 14,47 млн тонн, только в мае отгрузки увеличились также на 3,8%, до
2,8 млн тонн. Завод НОВАТЭКа «Ямал СПГ» начал использовать при перегрузках в
Европе и Азии четыре новых конвенциональных танкера — North Air, North
Mountain, North Sky, North Way. Вероятно, изначально газовозы заказывались для
подпавшего под санкции проекта «Арктик СПГ-2», но из-за того, что СПГ-завод не
может начать отгрузки, были перегруппированы на «Ямал СПГ». По мнению
аналитиков, эти танкеры смогут подстраховать проект НОВАТЭКа в случае введения
обсуждающегося в рамках 14-го пакета санкций запрета на перевалку СПГ в портах
ЕС.
Российские СПГ-заводы в
январе—мае экспортировали 14,47 млн тонн СПГ, что на 3,8% больше, чем в прошлом
году. В мае экспортировано 2,8 млн тонн СПГ, из которых 0,58 млн тонн не
номинированы, что также на 3,8% больше год к году, следует из данных Kpler.
В России работают два
крупнотоннажных СПГ-завода — «Ямал СПГ» (50,1% у НОВАТЭКа, остальное у
TotalEnergies, китайских CNPC и SRF) и «Сахалин-2» «Газпрома», а также два
среднетоннажных — «Портовая СПГ» «Газпрома», «Криогаз-Высоцк» НОВАТЭКа и
Газпромбанка.
После начала военных действий на
Украине ситуация на глобальном рынке СПГ ужесточилась, так как Европе
потребовалось больше СПГ, чтобы заместить российский трубопроводный газ. Из-за
этого США и ЕС пока не вводили прямого запрета на поставки газа из РФ по трубе
или в виде СПГ, но давление на российскую СПГ-отрасль постепенно усиливается.
Завод НОВАТЭКа «Арктик СПГ-2» попал в SDN-List, а в рамках 14-го пакета санкций
обсуждается возможность запрета на перевалку российского СПГ в портах Европы.
Это в первую очередь может ударить по флагманскому проекту НОВАТЭКа «Ямал СПГ»,
существенные объемы которого перегружаются во французском Монтуаре и
бельгийском Зебрюгге.
«Ямал СПГ» в апреле—мае увеличил
отгрузки на 4% год к году, до 9 млн тонн СПГ, в мае — на 4,3%, до 1,76 млн
тонн. НОВАТЭК возобновил поставки СПГ в Кувейт, которые прежде происходили
спорадически,— в начале июня две апрельские партии дошли до терминала в
Аль-Зуре. «Кувейт покупает СПГ, потому что страна хочет экспортировать свой
мазут и также использовать СПГ для ТЭС. В Азии сейчас для выработки
электроэнергии газ выгоднее использовать, чем мазут, в первую очередь из-за
очень серьезного укрепления цен на мазут»,— отмечает Виктор Катона из Kpler.
За пять месяцев в страны ЕС было
поставлено 7,26 млн тонн СПГ, или 80,8% всех отгрузок. Ключевые потребители —
Франция (2,7 млн тонн), Испания (1,76 млн тонн), Бельгия (2,35 млн тонн).
Как следует из данных системы
отслеживания судов Kpler, НОВАТЭК пополнил флот «Ямала СПГ» четырьмя
конвенциональными танкерами — North Air, North Mountain, North Sky, North Way,
которые начали курсировать в апреле—мае. Танкеры были заказаны в 2021 году,
вероятно, для проекта «Арктик СПГ-2», так как флот «Ямала СПГ» на тот момент
был полностью укомплектован. Помимо 15 танкеров Arc7 флот «Ямала СПГ» состоит
из семи танкеров Arc4 и четырех конвенциональных танкеров.
НОВАТЭК планировал продавать
значительную часть газа с проекта «Арктик СПГ-2» на FOB на перевалочных
терминалах в Мурманске и на Камчатке, также попавших в SDN-List. Здесь СПГ
должен был перегружаться с танкеров ледового класса на обычные. Новые четыре
танкера строились на южнокорейской SHI, сейчас газовозы оформлены на дубайскую
White Fox Ship Management. Так как «Арктик СПГ-2» находится под санкциями США,
НОВАТЭК не может начать отгрузки с проекта — покупатели отказываются забирать
партии, кроме того, у проекта нет танкеров арктического класса Arc7.
Независимый эксперт Александр
Собко полагает, что если будет введен запрет на перевалку, то точка перевалки
может сдвинуться восточнее в Мурманск — это означает более длинное транспортное
плечо до рынков сбыта.
«В целом все санкции и удлинения
маршрутов приводят к тому, что при прочих равных дефицит танкеров растет,
значит, на спотовом рынке фрахта цены растут, таким образом, свои газовозы с
зафиксированной ценой фрахта пригодятся НОВАТЭКу»,— говорит он.
Проект «Сахалин-2», поставляющий
грузы исключительно на азиатский рынок, в январе—мае увеличил отгрузки на 1,56%
год к году, до 4,4 млн тонн, в мае — на 1,8%, до 0,898 млн тонн.
«Портовая СПГ» в январе—мае
экспортировала 0,728 млн тонн, что на 10% больше, чем в прошлом году, в мае
отгрузки увеличились на 1% год к году, до 0,15 млн тонн. «Криогаз-Высоцк» за
пять месяцев отгрузил 0,33 млн тонн, что на 19% больше, чем годом ранее, в мае
— 0,049 млн тонн, что на 40% больше уровня прошлого года.
Татьяна Дятел