Из-за обвала цен на нефть возникли разговоры о том, что Саудовская Аравия может отказаться от 30-летней привязки курса риала к доллару США. Форвардные рынки оживились, и трейдеры стали делать ставки на то, что риал в течение 12 месяцев может ослабнуть на 3%, примерно с 3,75 до 3,85 за доллар. Подобного не было 17 лет. Но наиболее сложная ситуация складывается в Омане и Бахрейне, а некоторые специалисты считают, что первыми из шестерки стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) от привязки к доллару могут отказаться ОАЭ.
С середины 2014 г. нефть подешевела примерно на 70%, из-за чего бюджетный дефицит Саудовской Аравии достиг 20% ВВП. Несмотря на запоздалое сокращение госрасходов (могут уменьшиться на $80 млрд до $267 млрд в этом году), дефицит ожидается и в 2017 г.
Саудовское правительство покрывало дефицит с помощью депозитов в центробанке. Из-за этого валютные резервы Эр-Рияда за полтора года уменьшились почти на $100 млрд до $636 млрд. Остановить их снижение могла бы девальвация риала, благодаря которой могли бы вырасти госдоходы в национальной валюте и даже исчезнуть бюджетный дефицит и возникший в 2015 г. дефицит счета текущих операций.
Но Агентство денежного обращения Саудовской Аравии, выполняющее роль центробанка, на прошедшей неделе снова заявило о намерении сохранить привязку к доллару, и многие аналитики уверены, что ему это удастся. Экономист Bank of America Merrill Lynch (BofA) Жан-Мишель Салиба уверен, что Эр-Рияд предпочтет продолжить фискальные реформы или даже сократить добычу, чтобы подтолкнуть наверх цены на нефть.
Стратег Citigroup Луис Коста тоже сомневается, что девальвация существенно поможет, поскольку правительство много тратит на импорт. Но Коста «не может отбросить» вероятность того, что Эр-Рияд откажется от строгой привязки к доллару в пользу контролируемого плавающего курса по отношению к валютной корзине.
Любое изменение валютной политики Саудовской Аравии может отразиться на других странах региона, уверен Коста. Но более вероятно, что изменения сначала произойдут в других странах Персидского залива. Если финансовое положение Кувейта, Катара и ОАЭ прочное, то Бахрейн и Оман могут оказаться более уязвимыми, чем Саудовская Аравия. По оценкам BofA, первые три страны могут десятилетиями поддерживать госрасходы на нынешнем уровне при ценах на нефть в $50 или даже $30, но у двух последних деньги могут закончиться уже через два-три года: только им для получения сбалансированного бюджета и счета текущих операций нужно, чтобы нефть стоила более $80. По оценкам Citigroup, для финансирования бюджетного дефицита в следующие пять лет странам ССАГПЗ в «базовом сценарии» понадобится, чтобы средняя цена нефти в 2016 г. составила $53 и стабильно увеличивалась до $75 к 2018 г.
По прогнозам Саймона Киджано-Эванса, главного стратега Commerzbank, при нынешнем уровне госрасходов и цене на нефть около $40 валютные резервы Омана и Бахрейна иссякнут менее чем за два года.
Перевел Алексей Невельский
Комментарии