Конфереция

Страну поделят на водородные кластеры На смену дорогим электрокарам придут еще более дорогие автомобили будущего

В течение трех лет в стране должны появиться как минимум три водородных кластера: Северо-Западный, Восточный и Арктический – первые два будут ориентированы на экспорт, а третий прежде всего на самообеспечение. Также в течение трехлетки страна должна разработать технологии и сделать первые шаги по производству водородных заправочных станций и транспорта. Об этом можно судить по Концепции развития водородной энергетики, которую утвердило правительство. Эксперты, правда, сомневаются, что водородный личный транспорт станет доступен для граждан.

Правительство разработало и утвердило Концепцию развития водородной энергетики. Как пояснил в понедельник на совещании с вице-премьерами глава кабмина Михаил Мишустин, это позволит уменьшить риски потери рынков энергоносителей и поддержит экономический рост.

Концепция разделена на три этапа: с 2021 по 2024 год; с 2025 по 2035 год; с 2036 по 2050 год. На первом этапе предполагаются создание водородных кластеров. Пилотные проекты должны обеспечить экспорт водорода на уровне 200 тыс. т к 2024 году. Ожидается применение водородных энергоносителей на внутреннем рынке.

В частности, судя по Концепции, в стране появится как минимум три производственных кластера: Северо-Западный – с ориентацией на экспорт в Евросоюз и снижение углеродного следа продукции экспортно ориентированных предприятий; Восточный – с ориентацией на экспорт в Азию и развитие водородных инфраструктур в сфере транспорта и энергетики; Арктический – с ориентацией на создание низкоуглеродных систем энергоснабжения территорий Арктической зоны и (или) экспорт водорода и энергетических смесей на его основе.

«В качестве наиболее перспективных рынков водорода могут рассматриваться страны как Европы, так и Азиатско-Тихоокеанского региона: в первую очередь Япония, Китай и Южная Корея, – пояснили «НГ» в пресс-службе Минэнерго. – При формировании глобального рынка и развитии технологий морской транспортировки поставки водорода смогут осуществляться в различные регионы мира».

«Покупателем в пилотном проекте по экспорту водорода могут выступать аналогичные пилотные проекты в других государствах, создающиеся для тестирования водородных технологий, – считает исполнительный директор департамента компании «Универ Капитал» Артем Тузов. – И возможно, это будут дочерние предприятия российских компаний в иностранных юрисдикциях».

«Первыми потребителями могут стать страны с развитыми высокими технологиями. Допустим, Германия, где уже организованы регулярные перевозки пассажиров на поездах с водородным топливом – Coradia iLint», – пояснил представитель Инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. Хотя эксперт опасается риска, что «нефтегазовое лобби может затормозить этот процесс».
Если говорить про внутренний рынок, то на первом этапе планируются разработка технологий и производство промышленной продукции для водородной энергетики, а также водородных заправочных станций, транспорта и робототехники.

В России разработками водородного транспорта занимаются РЖД, КАМАЗ, Государственный научный центр «НАМИ», перечислили в Минэнерго. «В рамках развития водородного кластера на Сахалине к 2024 году планируется организовать пассажирское сообщение на водородных поездах», – привели пример в министерстве.

Как пояснили «НГ» в пресс-службе Минпромторга, водородные технологии будут востребованы первоочередно в таких энергоемких отраслях, как металлургия, химическая промышленность, транспорт.

«Полагаем, что на первом этапе использование автомобилей, работающих на водородных топливных элементах, будет востребовано в коммерческом сегменте – в грузо- и пассажирских перевозках. Уже в этом году «КАМАЗом» при непосредственной поддержке Минпромторга запланировано создание опытного образца городского автобуса на водородных топливных элементах, в 2023 году начнется его опытная эксплуатация», – пояснили в ведомстве.

«Ранее уже озвучивалось, что у российского производителя автомобилей Aurus есть разработанный лабораторный образец автомобиля с двигателем на водородном носителе, – напомнил Тузов. – А вот в промышленности применение водорода – это уже история не на 2024 год. Возможно, пилотные проекты запустят, но решать проблему со снижением углеродного следа будут с помощью текущих технологий».

На втором этапе ожидаются создание крупных экспортно ориентированных производств водорода, реализация пилотных проектов по применению водорода на внутреннем рынке на базе отечественных технологий. Планируются серийное и массовое применение водородных технологий в различных секторах экономики: в нефтехимии, электроэнергетике, металлургической промышленности, жилищно-коммунальном хозяйстве, на транспорте. Экспорт должен составить уже до 2 млн т в 2035 году, оптимистичная цель – 12 млн т.

Третий этап предполагает, что объемы экспорта могут достичь 15 млн т к 2050 году, оптимистичная цель – 50 млн т. Россия планирует стать одним из крупнейших экспортеров водорода. На внутреннем рынке должно начаться широкое коммерческое применение водородных технологий в сферах транспорта, энергетики и промышленности.

Один из наиболее болезненных вопросов – чистота произведенного водорода. В качестве приоритетных новых технологий производства водорода с более низкими удельными энергозатратами и меньшими выбросами углекислого газа «в первую очередь рассматриваются пиролиз углеводородного сырья (берется природный газ, углекислый газ при этом улавливается, как ранее поясняли в Минэнерго. – «НГ») и получение водорода различными способами на базе атомной энерготехнологической станции», сообщается в Концепции.

Однако у таких планов есть и ряд сдерживающих факторов, считают эксперты. «Технологии производства водорода пока еще слишком дорогие. Есть сложности в его хранении и перемещении. Основными локомотивами в развитии водородной энергетики могли бы стать проекты по созданию газовых турбин, а также железнодорожного транспорта на метано-водородном топливе. Однако для такого транспорта будет необходима соответствующая инфраструктура», – говорит доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Олег Каленов.

«Развитие водородного транспорта в России тормозится из-за отсутствия в стране производства чистого водорода методом электролиза воды с использованием энергии от возобновляемых источников. Именно этот вид топлива предпочтителен для транспорта. На сегодняшний день компаний, готовых выпускать такой водород, в нашей стране нет, и скорее всего они появятся только к 2035 году», – считает гендиректор компании «Трансэнерком» Олег Шевцов.

«Основная сложность в развитии транспорта на водороде – создание безопасной сертифицированной инфраструктуры для его заправки», – говорит гендиректор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль. «Без дополнительной заправки автомобиль на водороде может проехать не более 1000 километров», – обратила внимание директор по коммуникациям компании «АВТОDOM» Анна Уткина. Эксперт уточнила, что «хранение водорода требует соблюдения повышенных мер безопасности, и это приводит к высоким издержкам».

В случае импортных машин проблемой, с которой столкнутся первые владельцы водородных автомобилей, станет отсутствие комплектующих и запчастей, предупреждает Уткина.

«Государство может стимулировать развитие автомобильной отрасли на водородном топливе на законодательном уровне. Например, предусмотреть нулевые пошлины на ввоз водородных автомобилей по аналогии с электрокарами», – добавила она.

«Первый легковой транспорт на водороде должен появиться в России к 2024 году, но массовым он станет не скоро, – отметил Мигаль. – Объяснение этому – высокая стоимость водородных авто». Например, как напомнил эксперт, в стране есть пилотный водородный проект – Aurus Senat (от «НАМИ»), «стоимость которого начинается от 18 млн руб.». Как пояснял глава Минпромторга Денис Мантуров, это единственная разработка такого рода в премиальном сегменте.

Стимулирование автопроизводителей – тоже важнейшая часть стратегии, говорит Уткина. Ведь чем больше будет выпускаться автомобилей на водородном топливе, тем дешевле станет технология их производства и выше будет их доступность для потребителей.

«Предполагается, что операторами водородных проектов будут компании, уже работающие на промышленных и энергетических рынках, – пояснили в Минэнерго. – Государство имеет ряд действующих механизмов стимулирования промышленных инновационных проектов в диапазоне от СПИК до узкопрофильных мер, направленных на конкретные проекты или финансирование НИОКР. Кроме этого, в целях поддержки развития водородной энергетики Концепцией предусматривается разработка новых мер государственной поддержки».

Комментарии
Конфереция