Конфереция

Столица перейдет на бензин "Евро-5" быстрее остальных регионов

Москва уже "в ближайшее время" запретит оборот бензина и дизтоплива экологического стандарта "Евро-4", хотя правительство вынуждено было перенести сроки перехода на "Евро-5" на июль 2016 года. На федеральном уровне сдвиг сроков объяснялся риском возникновения дефицита бензина в 1,8-3,8 млн т, но Москве, видимо, это не грозит: практически все ключевые НПЗ в центре России уже успели провести модернизацию. Выпуск менее экологичного топлива "Евро-4" остался только на Рязанском НПЗ, но завод должен перейти на "Евро-5" уже к концу года. Вчера мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что "в ближайшее время будет принято решение о запрете продажи бензина "Евро-4" (его слова приводит ТАСС). В то же время правительство РФ недавно, наоборот, вынуждено было смягчить требования по переходу на топливо "Евро-5": в начале октября срок полного запрета "Евро-4" с подачи ФАС и Минэнерго был отложен на полгода — с начала 2016 года на 1 июля. Причиной сдвига сроков в материалах Минэнерго назывались задержки в модернизации НПЗ под бензин "Евро-5", прежде всего "Роснефти". Возможный дефицит бензина при полном переходе с января на "Евро-5" в Минэнерго оценивали в 1,8-3,8 млн т (см. "Ъ" от 7 октября). По данным "Ъ", поправки о досрочном переходе на "Евро-5" (точнее, об ужесточении экологических требований по содержанию серы в топливе) готовил департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы еще летом. Тогда глава департамента Антон Кульбачевский предлагал структурам московского правительства проект такого постановления (письма есть у "Ъ"), в начале августа поддержал изменения и господин Собянин. Они меняют требования к моторному топливу, регулирующие оборот автобензина и дизтоплива в столице. Предполагалось, что запрет начнет действовать уже с 1 сентября. Москва в целом оказалась больше других регионов готова к переходу на новый стандарт. Так, еще в 2013 году единственный крупный нефтепереработчик региона Московский НПЗ "Газпром нефти" стал выпускать 100% топлива по стандарту "Евро-5", а город запретил использование горючего ниже "Евро-4". Завод обеспечивает 40% московского спроса, перерабатывая 11 млн т нефти ежегодно. Также к поставкам "Евро-5" полностью готов ЛУКОЙЛ (владеет Нижегородским НПЗ), говорится в пояснительной записке к поправкам. Не соответствовала "Евро-5" только часть мощностей Рязанского НПЗ "Роснефти". По оценке Сергея Собянина, на автотранспорт в Москве приходится 80-90% всех вредных выбросов, полный переход на "Евро-5" позволит их значительно снизить. При использовании "Евро-5" двигатели выбрасывают в пять раз меньше соединений серы по сравнению с "Евро-4", поясняют в МНПЗ, таким образом, после перехода завода на "Евро-5" в 2013 году выбросы в атмосферу Москвы снизились на 70 тыс. т, а содержание оксида серы и сажи — на 32%. По мнению директора по развитию бизнеса "Аналитики товарных рынков" Михаила Турукалова, ужесточение требований к топливу в Москве отражает уже сложившуюся рыночную ситуацию, и переход столицы на "Евро-5" не приведет ни к дисбалансу спроса и предложения, ни к ценовым скачкам. "Роснефть", по словам эксперта, намеревалась к концу 2015 года также перейти на бензин "Евро-5", в том числе на Рязанском НПЗ, но для покупателей топлива на высококонкурентном рынке европейской части России также не возникнет проблем с закупкой "Евро-5". Анастасия Фомичева
Комментарии
Конфереция