Сергей Ромашкин, вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР)
в эксклюзивном интервью интернет-редакции "МК" ответил на вопросы о
туристическом бизнесе в Анапе.
Сергей Анатольевич, как вы думаете, какой ущерб понесет туристическая
отрасль Российской Федерации в связи с тем, что произошло у нас в Анапе в этом
году?
- Анапские пляжи, мы называем ее
большая Анапа, потому что она включает в себя несколько курортных мест , в
прошлом году приняла 4,5 миллиона человек. Мой оптимистичный прогноз на этот
год - 2 миллиона человек. То есть она потеряет около половины турпотока.
Соответственно, если мы выразим эти 2 миллиона в деньгах, потери выручки
анапской отрасли составят около 60 миллиардов рублей. Если мы говорим о таком
совокупном бизнесе, то это потери отелей, ресторанов, гидов, аниматоров, прокат
банана, прокат гидроцикла. парапланов и так далее.
Туризм- такая очень многогранная
деятельность, задействовано множество
людей, множество разных услуг, но вот совокупные потери я бы оценил где-то в 60
миллиардов рублей по выручке. Что это означает для бюджета Анапы или для
бюджета края, мне трудно судить. Тут надо смотреть, спрашивать у чиновников,
какую часть доходов они теряют из-за того, что этот бизнес недополучил в
половину. Понятно, что это все равно миллиардные потери для бюджета.
- Как вы думаете, как это отразится на небольших компаниях туристических,
которые в этом году не смогут реализовать в полной мере свои возможности?
Вы знаете, нам, к сожалению, есть
чем сравнивать. В COVID-19 в 2020 году потери Анапы составили где-то 35-40%
турпотока. Не половину, как сейчас, но сопоставимая какая-то цифра. И, к
счастью, в следующем году все продолжили работу, мы не видели каких-то...
катастрофических последствий для рынка, для малых отелей, для малого бизнеса.
Да, все-таки малый бизнес обладает колоссальной такой приспособляемостью.
Как-то люди выжили пять лет назад. И, кстати, этот опыт им сейчас пригодился.
Пока те вести, которые мы из
Анапы слышим, конечно, очень нас настораживают. Масса проблем. Кто-то вообще не
открылся. Кто-то получает судебные и досудебные претензии от туристов. Дело в
том, что отели анапские ведут реализацию по нескольким каналам. Часть
реализации -это такие туроператоры, как, допустим, моя компания.
А часть - это реализация туристам
напрямую. Соответственно, те туристы, которые внесли в отель деньги в
декабре-январе, они потребовали эти деньги обратно, потому что они ехать уже не
собираются. Отели эти деньги потратили на подготовку к сезону. И сейчас выясняется,
что есть очереди на возврат этих денег. Отели предлагают ждать. Туристы ждут
там месяца 2-3, а потом ввозникают досудебные претензии, а потом и судебные.
Я напомню, что в COVID было
решение правительства, которое дало возможность предприятиям туризма отсрочить
выполнение своих обязательств и возврат денег по этим обязательствам. Мне
представляется, что анапские отели сейчас должны обратиться с такой
инициативой, наверное. Если сейчас это решение не будет принято, а оно может
быть принято только федеральным правительством,
то к концу года будут десятки тысяч выигранных исков от туристов. И это
будет дополнительная проблема для отелей даже при старте в 2026 году. Но это
один из аспектов, и он не единственный.
Отели выкручиваются по-разному.
Кто-то собирает туристов, многие объединяются с соседями, объединяя туристов в
одном отеле. Это позволяет снизить издержки на их обслуживание. Это хорошее
решение. Оно позволит отелям снизить издержки, может быть, даже что-то
заработать именно в том месте, где концентрируются оставшиеся туристы. Немножко
лучше себя чувствуют отели 4-5 звезд, у которых инфраструктура на территории
очень развитая: бассейны, спа-комплексы. Многие обитатели таких отелей и в
прежние годы не ходили на море. Вот они продолжают ехать в Анапу.
Авторы: Елена Полякова