Потребление бензина и дизтоплива в России в этом году превысит значения допандемийного 2019 года. В Минэнерго восстановление спроса связывают с «экономической активностью населения и бизнеса», оценивая рост потребления за январь—ноябрь по сравнению с аналогичным периодом 2019 года в 4,7% по бензину и 4% по дизтопливу. В январе—октябре, по оценкам «Петромаркета», рост спроса составил 1% по бензинам и 2% по дизтопливу. Потребление растет, несмотря на удорожание бензина, которое в этом году, по данным Росстата, оказалось самым значительным с 2018 года.
Спрос на бензин и дизтопливо в России превысит допандемийный уровень 2019 года. Согласно статистике Минэнерго, за 11 месяцев отгрузки бензинов на внутренний рынок достигли 33,3 млн тонн, что на 1,5 млн тонн, или 4,7%, больше, чем в аналогичный период 2019 года. Поставки дизтоплива выросли до 35,9 млн тонн, то есть на 1,4 млн тонн, или 4%, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Вслед за ростом экономической активности населения и бизнеса спрос на основные виды топлива полностью восстановился, заявили “Ъ” в Минэнерго.
Там ожидают дальнейшего повышения спроса «исходя из текущих тенденций по повышению качества топлива на внутреннем рынке, его экологичности и ведущейся борьбе с суррогатами», в первую очередь это касается дизтоплива.
В «Петромаркете» согласны с тезисом, что спрос на автомобильное топливо в этом году превысит уровень 2019 года. За январь—октябрь потребление бензина и дизтоплива выросло на 1% и 2%, до 29,9 млн тонн и 32,9 млн тонн соответственно, оценил «Петромаркет». При этом увеличение выпуска бензина растет медленнее, чем его потребление. За то же период НПЗ произвели 33,5 млн тонн бензина и 66,2 млн тонн дизтоплива, что на 0,7% и 2,2% превышает показатели 2019 года.
По оценке «Петромаркета», в 2021 году выпуск может составить 40,8 млн тонн бензина и почти 80,4 млн тонн дизтоплива.
Спрос на топливо растет в условиях увеличивающихся розничных цен. На 29 ноября с начала года бензин и дизтопливо на заправках подорожали в среднем на 8,5%, при этом накопленная инфляция составила 7,5%. В целом для бензина это пока самые высокие темпы роста с 2018 года, когда цены выросли на 9,4%. На этот период пришлись решения правительства о создании топливного демпфера.
Возможно, по итогам этого года рост цен на заправках окажется все же ниже 8%, поскольку сейчас в оптовом звене цены на бензин вернулись к значениям начала 2021 года: 7 декабря Аи-92 и Аи-95 стоили 50,2 тыс. руб. и 51,3 тыс. руб. за тонну соответственно, индикаторы снизились из-за уменьшения экспортной альтернативы и низкого спроса в зимний сезон. При этом заметно увеличились цены на зимнее дизтопливо, на которое переходят потребители в связи с наступлением холодов. Сейчас оптовая цена зимнего дизтоплива находится недалеко от максимальных значений в 64 тыс. руб. за тонну.
Сейчас власти обсуждают изменение параметров демпфера, который компенсирует нефтекомпаниям часть потерь от сдерживания цен на заправках и тем самым помогает замедлять их рост при колебаниях конъюнктуры.
Демпфер разрабатывался для диапазона цен на нефть в $40–60 за баррель, тогда как в ноябре цены превышали $85 за баррель, и многие аналитики предрекают их дальнейший рост.
Потребление растет в связи с увеличением использования личного транспорта и такси, в том числе и на маршрутах между городами, в условиях ограничений на международные авиаперевозки, считает вице-президент Российского топливного союза Ринат Фаттахов. По его словам, в целом спрос на независимых АЗС находится на уровне 2019 года, но его структура изменилась — увеличилось использование бензина Аи-95 в ущерб Аи-92. При этом, отмечает господин Фаттахов, покупатели все чаще переходят на АЗС крупных нефтекомпаний из-за скидок, а у независимых операторов в текущих условиях нет возможности демпинговать.
В течение всего года маржа независимых АЗС находилась под давлением, поскольку рост оптовых цен на топливо опережал повышение цен на заправках. По оценкам «Петромаркета», реализация бензина в 2021 году приносила прибыль заправкам только два месяца — в январе и декабре.
Дмитрий Козлов