Сергей Терешкин
Основатель и генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов и сырья
OPEN OIL MARKET
Субсидии для российских НПЗ в мае 2025 г. сократились на 20% в
сравнении с предыдущим месяцем и составили 152,7 млрд руб. По данным Минфина, в
последний раз более низкий показатель был зафиксирован в марте 2023 г. (145,6
млрд руб.).
Этот показатель включает выплаты
по демпферу, которые призваны компенсировать недопоставки топлива на экспорт, а
также субсидии по обратному акцизу и инвестнадабвке, которые зависят от уровня
модернизации НПЗ.
Наиболее чувствительными к
колебаниям экспортных цен являются субсидии по демпферу: чем ниже внешние цены
на нефтепродукты, тем меньше экспортная альтернатива, которую должен
компенсировать демпфер. По данным Минфина, в мае 2025 г. субсидии по демпферу составили
лишь 42,5 млрд руб., что на 79% ниже, чем в мае 2025 г.
Уменьшение субсидий будет влиять
на маржинальность нефтепереработки, которая и без того уже начала снижаться. По
данным Росстата, сальдированная прибыль российских НПЗ снизилась на 94% (до 5,7
млрд руб.). Компенсировать потери можно за счет повышения цен, тем более что
этому могут поспособствовать регуляторные изменения: правило «10-20» может быть
изменено на «20-30». Речь идет о предельно допустимом отклонении биржевых
топливных цен от законодательно установленного порога: сейчас диапазон такого
отклонения для бензина АИ-92 составляет 10%, а для дизельного топлива (ДТ) —
20%.
Регуляторы могут повысить этот
диапазон до 20% и 30% соответственно. Однако это создаст стимулы для повышения
биржевых цен, на которых топливо закупают независимые АЗС, у которых нет
собственных производственных мощностей. Как следствие, рентабельность таких АЗС
в нынешнем году будет снижаться.