Со всей горючностью Крупнейшую сеть АЗС в Прикамье подозревают в нарушении конкуренции

Пермское УФАС завело в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» антимонопольное дело из-за резкого удорожания бензина в конце прошлого года. В ведомстве считают, что компания, являющаяся лидером по числу АЗС в Прикамье, подняла стоимость топлива без объективных экономических причин, и усматривают в ее действиях признаки установления монопольно высокой цены. В ООО ситуацию не комментируют. Если нарушения со стороны «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукта» подтвердятся, компании грозит предписание и штраф в размере до 4% от выручки. Однако, по мнению экспертов, доказать, что «дочка» ЛУКОЙЛа нарушила законодательство, будет сложно.

Пермское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России провело брифинг, на котором представило результаты проверки обоснованности повышения цен на автомобильные бензины на АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» в Прикамье. Проверка началась в конце 2021 года из-за жалоб физлиц и предпринимателей на удорожание бензина на заправках сети. По словам главы Пермского УФАС Александра Плаксина, в октябре — декабре прошлого года в управление поступило 44 жалобы, что значительно больше, чем в предыдущие два года.

В ходе мониторинга УФАС установило, что в 2021 году на заправках «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукта» в регионе рост общего уровня цен на бензин АИ-92 составил 8,38%, на АИ-95 — 8,41%. Основной рост пришелся на последний квартал 2021 года, когда цена на бензины поднималась чаще одного раза в неделю и в итоге увеличилась в среднем на 2,5 руб. за литр.


В УФАС полагают, что объективные экономические факторы для повышения цен на бензин в Прикамье в 2021 году отсутствовали. Господин Плаксин отметил, что в прошлом году было зафиксировано снижение оптовых закупочных цен на автомобильные бензины. Также он обратил внимание на наличие в регионе нефтеперерабатывающего завода и нефтебаз, принадлежащих группе компаний «ЛУКОЙЛ», что значительно сокращает ее транспортные издержки при поставке бензина на АЗС. «При этом стоимость бензина в регионе выше, чем в смежных субъектах РФ, где аналогичная доступность нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз отсутствует»,— подчеркнул руководитель управления.

По мнению антимонопольного ведомства, «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» намеренно увеличивал цены, ориентируясь на статистические данные об инфляции: предельный уровень инфляции в стране в 2021 году составил 8,39%, что соответствует темпам роста розничных цен на бензины на АЗС сети в регионе. «Мы считаем, что практика ООО по подстраиванию уровня отпускных цен под предельный уровень инфляции, при отсутствии для этого объективных экономических оснований, не отвечает требованиям закона. Во-первых, это само по себе разгоняет инфляцию, ведь стоимость моторного топлива во многом определяет стоимость всех товаров и услуг на рынке. Во-вторых, такие действия компании содержат признаки установления монопольно высокой цены товара»,— заявил Александр Плаксин.

По результатам проверки в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» возбуждено дело по признакам нарушения ст. 10 Закона о защите конкуренции (запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением). Первое заседание комиссии по его рассмотрению назначено на 10 марта. Если нарушения со стороны ООО подтвердятся, то УФАС сможет выдать предписание на снижение розничных цен на бензины в Пермском крае. Кроме того, если будет установлено, что действия компании привели к ограничению конкуренции, ей грозит оборотный штраф до 4% выручки за год, предшествующий нарушению. Если УФАС установит, что эти действия привели к нарушению закона без последствий в виде ограничения или устранения конкуренции, то штраф составит до 1 млн руб.

В ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» отказались от комментариев.

Компания «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» — лидер по числу АЗС в Пермском крае. По данным 2ГИС, в регионе насчитывается 62 заправочные станции сети. Компания занимает доминирующее положение на розничных рынках автомобильных бензинов марок АИ-92 и АИ-95 в Прикамье с долей свыше 70%.

Бывший руководитель пермского УФАС, депутат заксобрания Антон Удальев отмечает, что сегодня стратегия ЛУКОЙЛа предполагает увеличение выручки за счет продаж дополнительных продуктов на АЗС (выручка мини-маркетов), и к вопросам повышения цен на топливо группа компаний подходит аккуратно, учитывая антимонопольные риски. Господин Удальев прогнозирует, что рассмотрение антимонопольного дела будет длительным и сложным. «Пока проведен только предварительный мониторинг. Для того чтобы доказать, что действия компании нарушают законодательство, потребуется еще раз детально проанализировать всю цепочку поставок»,— поясняет экс-глава УФАС. По его мнению, если нарушения все же будут выявлены, стоит ожидать, что общество будет оспаривать это решение в суде. «Судебные процессы в таких случаях, как показывает практика, тоже растягивается на долгий период, и доказать нарушения компании в суде будет еще сложнее»,— говорит Антон Удальев.

Екатерина Артемова

Комментарии