Конфереция

«Снизили копеек на 20»: превратится ли «небольшая коррекция» в падение цен на бензин?

На фоне 70% падения спроса на топливо в первую неделю самоизоляции, в России и Татарстане впервые за долгие годы начал дешеветь бензин

«Мы стараемся выживать, договариваться, зарплату пока платим в полном объеме», — заявил корреспонденту президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов. На фоне резкого падения спроса аналитики ЦДУ ТЭК выявили снижение цен на бензин в РТ на 6–18 копеек. Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что это только начало, несмотря на демпфер, призванный сдерживать цены. Как «Татнефть» выручают товары в дорогу, а «Ирбис» выживает за счет таксистов — в материале «БИЗНЕС Online».

 
В ряде регионов России, включая Татарстан, цены на бензин на заправках начали снижаться. К такому выводу после недельного мониторинга пришли аналитики центрального диспетчерского управления топливно-экономического комплекса (ЦДУ ТЭК).

Сильнее всего цены упали в Сибири — стоимость АИ-92 и АИ-95 снизилась от 12 до 55 копеек. Бензин дешевел по всему Уралу, но меньшими темпами — до 15 копеек, в Татарстане топливо снизилось на 6−18 копеек. В частности, средняя цена АИ-92 в республике упала на 18 копеек, до 41,57 рубля за литр, АИ-95 на 6 копеек, до 44,34 рубля за литр.

Однако летний дизель, напротив, подорожал. Максимальный скачок цены зафиксирован в Приволжском округе (+0,82 руб./литр, до 46,21 руб./литр). «Данный рост спровоцирован появлением новых предложений по более высокой цене в Пензенской, Самарской областях, Татарстане, Удмуртии, Чувашии», — уточняют аналитики ЦДУ ТЭК.

Ирек Сулейманов: «Зарплату пока платим в полном объеме. И банки нам идут на встречу: где-то до сентября не платим тело кредита, где-то ни тело, ни проценты»Ирек Сулейманов: «Зарплату пока платим в полном объеме. И банки нам идут на встречу: где-то до сентября не платим тело кредита, где-то ни тело, ни проценты» 

Снижение цен на бензин в Татарстане в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» подтвердил президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов. «Да, некоторые компании снизили цену, есть такая тенденция, но незначительно: копеек на 20», — сообщил директор ассоциации, однако компаний. По его словам, каждая компания сама принимает решение, и на снижение в РТ пошли крупные компании, но какие именно, собеседник издания не сказал. На своих АЗС Сулейманов цену не снижал. По его словам, биржевые цены на бензин стабильны, и с этой стороны поводов для снижения нет. Но зато катастрофически просел спрос: в первую неделю самоизоляции он упал на 70%, а сейчас составляет примерно половину от прежнего. «С этим тоже может быть связано снижение», — полагает Сулейманов.


Впрочем, собеседник издания считает, что снижение цен в «самоизолированной» стране вряд ли поможет компенсировать потери, поскольку вряд ли жители республики станут чаще покупать подешевевший бензин, поскольку ездить на нем сможет только ограниченная категория граждан. «Возможно, заберут себе какой-то поток, но это несущественно», — считает Сулейманов.

О перспективах дальнейшего снижения цен директор ассоциации рассуждать отказался. «Ситуация очень сложная, ничего не могу предположить», — подытожил он. Но, несмотря на потери, директор не считает, что режим изоляции нужно ослаблять: на первом месте сейчас здоровье людей, а не бизнес. «Я за жесткие меры. Поэтому мы не ропщем, стараемся выживать, договариваться, и с сотрудниками, и с коллегами. Зарплату пока платим в полном объеме. И банки нам идут на встречу: где-то до сентября не платим тело кредита, где-то ни тело, ни проценты», — сообщил Сулейманов.

Директор ООО «Мустанг Ойл» Сергей Автономов настроен не столь оптимистично. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он указал на тяжелое положение своего бизнеса. «Послаблений нет ни в аренде, ни со стороны банковского сектора, реализация снизилась, а нагрузка осталась прежней — констатировал он. — Но никто из моих знакомых в этом бизнесе не собирается опускать цены, какой в этом смысл? Может быть, цены снизились на кэптивном роынке продаж, в программах лояльности».

Ни на одной из станций не смогли достоверно ответить, что снизили цены на бензин или дизельное топливоНи на одной из станций не смогли достоверно ответить, что снизили цены на бензин или дизельное топливо

Корреспондент «БИЗНЕС Online» с утра объехал АЗС ряда крупных брендов — «Татнефть», «ТАИФ-НК», «Лукойл», «Ирбис» и Shell. Ни на одной из станций не смогли достоверно ответить, что снизили цены на бензин или дизельное топливо. При этом на каждой заправке, несмотря на будний день, стояло по 3-4 автомобиля для заправки топлива. Водители в большинстве своем предпочитают ходить без масок, тогда как администраторы были в медицинских масках и перчатках. На крупных АЗС стоят специальные держатели с перчатками и предложением использовать их при заправке.


Администратор АЗС «Татнефть» пояснила нашему корреспонденту, что, заступая на смену, не заметил разницы в ценах на топливо по сравнению с прошлым периодом. «Сложно сказать, что цена на топливо упала. Да, стали заправляться немного меньше. Раньше большой поток был в понедельник и пятницу, сейчас ажиотажа большого нет. Не стали и меньше покупать продукции в наших магазинчиках, нет-нет да возьмет водитель что-нибудь в дорогу», — сообщила женщина.

На станциях сети «Ирбис» рассказали, что спасаются за счет водителей такси. «У нас они — основной контингент. Но, правда, мы заправляем их газом, но все равно заезжают и другие водители. Цены у нас стабильные, скачков не замечали. Предлагаем водителям кофе, сосиски и спрос на них не упал. Таксисты как раз берут этот перекус. Кстати, сосиску не хотите?», — обратилась администратор АЗС.

На АЗС «ТАИФ-НК» предложили обратиться в пресс-службу компании за комментариями и попросили не мешать работать.

«На фоне дальнейшего падения внутреннего потребления и конкуренции производителей эта тенденция может обостриться»«На фоне дальнейшего падения внутреннего потребления и конкуренции производителей эта тенденция может обостриться»

 СНИЖЕНИЕ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН ОБЪЯСНЯЮТ ПОВЕДЕНИЕМ ОПТОВОГО РЫНКА
По словам исполнительного директора ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора» Тамары Сафоновой, мы наблюдаем небольшую коррекцию биржевых цен на оптовые партии бензина в сторону снижения. Но на фоне дальнейшего падения внутреннего потребления и конкуренции производителей эта тенденция может обостриться. Впрочем, значительного снижения цены не произойдет. «В текущих условиях для резкого снижения цен на моторное топливо в России необходимо снизить и налоговые обременения, — объяснила Сафонова „БИЗНЕС Online“. — Так, например по итогам за март 2020 года расчётный демпфер имел отрицательное значение, а именно 12,6 тыс рублей по бензину и 6,9 тыс рублей по дизельному топливу, а это увеличивает выплаты в бюджет, которые ложатся на плечи собственников НПЗ».

Сафонова напомнила, что, с одной стороны демпфер был задуман как механизм для предотвращения повышения цен на моторное топливо на внутреннем рынке, но отрицательный демпфер в период падения нефтяных цен, наоборот, становится компонентом цены, влияющим на поддержку цен на текущем уровне. «Кроме того, акциз и НДС (заложенные в цену топлива — прим. Ред.) являются фиксированными ставками, не зависящими от конъюнктуры рынков», — подчеркнула собеседник издания.

Отметим, пока цены на топливо в России практически не меняются, в других странах — Европе и США происходят системные сдвиги. К примеру, стоимость галлона бензина в некоторых штатах Америки опустилась до 99 центов, что равно примерно 18 руб. за 1 л, вследствие падения мировых нефтяных котировок.

«Если говорить о процентном соотношении, то текущее „падение“ в России находится в рамках статистической погрешности, — заметил аналитик компании „Алор-брокер“ Алексей Антонов. — И цены на бензин как оставались высокими, так и продолжают оставаться. Несмотря на заявление президента о том, что ситуацию на топливном рынке надо регулировать Парадоксальная ситуация, когда цены на нефть снизились с 70 долларов до 20 долларов, а цены в России, в общем-то, продолжают оставаться на тех же уровнях, какими они были при 70 долларах за баррель».

Антонов замечает в происходящем исполнение указаний президента. «Многие нефтяные компании просто пошли на некое уменьшение своей маржи на внутреннем рынке, — добавил он. — Это не более чем административный ход. А если брать другие рынки, допустим США, то там доля сырья в стоимости топлива составляет где-то 60 процентов. И в случае падения цен на сырье стоимость бензина, соответственно, уменьшается. У нас же ценообразование на бензин складывалось из НДПИ, и стоимость самого сырья в бензине у нас составляет где-то 20 процентов, не более. Все остальное — налоги».

Начальник планово-аналитического отдела ГБУ «Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в Республике Татарстан» Людмила Александрова связывает снижение цен на АЗС со оптовым рынком. «На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже рыночные цены [на бензин] очень упали и отпускные цены у нефтеперерабатывающих заводов-изготовителей тоже снизились, — заметила Александрова. — Я думаю, снижение цен на автозаправочных станциях связано именно с этим».

Источник
 
Комментарии