Сливать топливо - не преступление, уверены водители

"Каб жыць у шчасці, трэба красці, красці, красці" - эту народную мудрость с молоком матери впитывает, видимо, каждый белорус. У работников общепита никогда нет недостатка в еде, у офисных менеджеров - в бумаге, шариковых ручках и корректорах. Ну а водителям сам бог велел забыть о заправках. И это не преувеличение. Лично знаю человека, работавшего в свое время на крупногабаритной сельхозтехнике, все многочисленное семейство которого ездило только на дизелях. Сами знаете почему.

В этом деле находчивости любителям подзаработать не занимать. Как говорится, было бы желание, а способ найдется. В 2015 году мы рассказывали, как в Могилевском районе машинист и его помощник сливали дизтопливо из тепловоза прямо на ходу.

В тот день, когда железнодорожники были пойманы, они наполнили горючим 15 пластмассовых канистр объемом от 20 до 35 л, а затем, предварительно снизив скорость грузового состава, сбросили канистры с топливом на железнодорожную насыпь. Собрать наполненные канистры и перевезти их на легковом автомобиле в условное место должен был сообщник.

На фоне такой предприимчивости история машиниста автокрана, который передал знакомому электронную карту для заправки на АЗС, выглядит просто детским лепетом.

Конечно, любой профессиональный водитель вам скажет, что времена уже не те, пространства для "маневра" остается все меньше. Наниматели наконец-то начали считать деньги, нормы потребления топлива постоянно пересматриваются, а техника все чаще оснащается системами автоматического контроля маршрута.

Но мы-то знаем, что учет и феноменальные способности современных устройств лишь временные трудности. Рано или поздно на "умные" решения найдутся такие же "умные" уловки. Главная проблема воровства - в наших головах. Считает ли общество слив топлива преступлением и готово ли осуждать тех, кто присваивает чужое имущество? Об этом мы решили порассуждать на прошлой неделе, поставив вопрос таким образом: "Стали бы вы сливать топливо, будь в вашем распоряжении служебный транспорт?"

И картина, которую мы получили, говорит сама за себя. Мы крали, крадем и красть будем. Всего лишь 14% опрошенных указали, что не стали бы сливать топливо ни при каких условиях. Остальные потенциально готовы это сделать, но в зависимости от обстоятельств.

Самый неубедительный аргумент в глазах респондентов - строгое наказание. Оно может остановить только 1%. Еще 4% участников опроса беспокоит возможность слить топливо незаметно.

А теперь перейдем к красноречивой тройке лидеров.

Свое право слить то, что сэкономлено личным водительским мастерством, законным считают 30%. Это своего рода компромисс с совестью, и размышления, как правило, здесь такие. Один умеет экономично управлять транспортом, а другой - нет. При этом оба водителя получат одинаковую зарплату, в бухгалтерских документах пересчитывать потребление топлива никто не будет, а вырученные излишки присвоит кто-то другой из "пищевой цепочки" служащих. Поэтому кто "добыл", тот и получил. К слову, правоохранители такую позицию не разделяют. Два года назад водителю одного из витебских предприятий присудили три года тюрьмы с отсрочкой исполнения наказания за систематический слив сэкономленного топлива (за три месяца 2014 года он похитил свыше 3,5 тыс. л ДТ).

Вероятность слива топлива 28% респондентов связали с уровнем своей зарплаты. И это тоже один из способов бороться за справедливость, очень органично вписавшийся в нашу действительность. Это в нормальном обществе человек, если его не устраивает получаемое вознаграждение, меняет работу. А у нас говорят так: "У меня такая зарплата, что можно не только не работать, но даже немножко вредить".

Наконец, безоговорочное, абсолютное, всепоглощающее право водителя сливать топливо из служебного транспорта признали 23% опрошенных.

Комментировать здесь нечего. Просто посмотрите на лидеров опроса - и поймете, что пока наниматели унижают водителей нищенскими деньгами, пока водители от безысходности соглашаются на такие условия, пока действует негласный договор морально одобренного воровства, человеческому достоинству и закону не будет места.

Наталья Журавлевич

Комментарии
Конфереция