Скоро поедем: транспортной реформе в Петербурге грозит дефицит кадров и АЗС

Дарья Кильцова

Смольный заверяет, что город готов к транспортной реформе на 80%. С этим согласны не все. Больные точки — газовая инфраструктура и нехватка водителей.


Первый этап реформы стартует 1 апреля 2022 года. С этой даты по новым контрактам заработают 97 маршрутов (23 из которых полностью новые), для их обслуживания потребуется 864 новых автобуса. Второй этап начнётся в июне, третий — 15 июля следующего года. На улицах города к этому моменту будет работать порядка 2900 новых автобусов, почти все газовые. Власти заявляют, что у них "есть понимание" по каждому пункту подготовки.


Дадут газу


"Сегодня мы оцениваем готовность к запуску новой транспортной модели в 80%. По инфраструктуре понимание есть, ведём переговоры с ГГМТ (ООО “Газпром газомоторное топливо”). Понимаем, где будем реализовывать газовую инфраструктуру. Есть ряд точек, которые вызывают вопросы по поводу согласования, но мы сейчас всё проходим усиленными темпами. По инфраструктуре парков тоже всё понятно, кто где располагается. Беспокойства нет. Четыре компании, выигравшие конкурсы на перевозку, отслеживают, чтобы срывов не было с точки зрения установки различных датчиков и другого оборудования, необходимого для работы с газомоторкой", — рассказал глава комитета по транспорту Кирилл Поляков.


По словам чиновника, исходя из оборудования, которое сейчас заказано, к 15 июля 2022 года в городе должно быть порядка 30 газозаправочных станций. Но минимальное количество к этому сроку — 25 станций (как на территории автопарков, так и отдельных). Сюда же входит и переоборудование заправочных станций "Газпрома". Одна станция в штатном режиме может обслужить 120 автобусов, в режиме перегрузки — 150.


Кирилл Поляков сказал, что из 25 планируемых станций на площадках перевозчиков может оказаться 18. "Не задача перевозчиков — заниматься заправками. Поэтому они от безысходности начали закупать оборудование. Всё, что не выполнит к запуску новой модели ГГМТ, готовы закрыть на выпускающих площадках перевозчики. Они сейчас в очень плотных переговорах", — уточнил глава комтранса.


Своё участие в переговорах подтвердили "ДП" в компании "Питеравто": "Все участвуют в этом процессе".


Разница в букву

Сегодня у "Газпром газомоторное топливо" 11 объектов в Петербурге, в том числе два передвижных автомобильных газозаправщика (ПАГЗ) и один КриоПАГЗ (для заправки СПГ). 10 объектов предназначены для заправки КПГ (компримированным природным газом) и один — для заправки СПГ (сжиженным природным газом).


"До конца года планируется завершить строительство ещё четырёх газозаправочных станций для заправки КПГ. Для обеспечения потребности заправки пассажирского транспорта сжиженным природным газом “Газпром газомоторное топливо” прорабатывает возможность создания дополнительной заправочной инфраструктуры СПГ на территории города", — прокомментировали "ДП" в пресс–службе ГГМТ.


Собеседник издания в Смольном заявил, что по заправкам СПГ город пока не дотягивает даже до 25%–ной готовности. "У ГГМТ в планах есть четыре заправки СПГ. Они все эти годы делали ставку на КПГ, истории с СПГ буквально год, до этого про этот вид топлива никто не говорил", — пояснил он.


При этом большинство перевозчиков в Петербурге закупают именно автобусы на СПГ — как говорят, не без участия лоббистов этого вида топлива.


Автобусы идут


Есть у Смольного и полное понимание, кто из перевозчиков на каком подвижном составе будет работать. "На улицах города он уже стал появляться. По этой части беспокойства особо нет, мы видим, как работают заводы–производители, регулярно мониторим", — заявил Поляков.


Напомним, по результатам аукционов сеть из 347 маршрутов будут обслуживать ООО "ВЕСТ–СЕРВИС" (холдинг "Питеравто", займёт 30,89% рынка), АО "Третий парк" (22,34%), ООО "Домтрансавто" (московский холдинг "Ранд–Транс", 13,07%) и ООО "Такси" (1,38%).


"Питеравто" должно закупить почти 1400 автобусов, "Третий парк" — 950, "Домтрансавто" — 535, "Такси" — 72 машины. "Надеемся, что проблем с поставками автобусов не будет. За небольшим исключением вся техника уже заказана", — прокомментировали в "Питеравто". Принимать автобусы комтранс начнёт за 30 дней до начала конкретного этапа реформы.


Кроме того, Петербургу к июлю 2022 года требуется дополнительно 211 новых остановок. В комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) рассказали, что в 2021 году на обустройство 112 остановок было выделено 550 млн рублей, в том числе 100 млн на проектно–изыскательские работы.


"В настоящее время завершены строительно–монтажные работы по 23 адресам, ещё на 32 объектах почти завершены. По остальным работы продолжаются", — сообщили в пресс–службе КРТИ.


Источник "ДП" в транспортном блоке Смольного вспоминает, что изначально нужно было 500 с лишним остановок, эту цифру высчитали ещё в 2018 году. "Из них определили 212 первоочередных, но это не значит, что остальные не нужны. По остановкам не хватит больше сотни к началу реформы, но на несколько тысяч на весь город — это не столь критично, за исключением разве что каких–то точечных локаций", — говорит он.


Что касается разворотных площадок, то, по его словам, готовность их неплохая: "Видно что “Организатор перевозок” (подведомственный комтрансу. — Ред.) активно ведёт работу, здесь риски если и будут, то небольшие".


Кадровый вопрос


"Главная проблема на сегодня, которая пока до конца не решена, — водительские кадры. Средняя укомплектованность — порядка 90%. Эта же проблема есть и у государственных перевозчиков. Активно работаем над решением этой задачи", — озвучил журналистам глава комтранса.


Собеседники "ДП" говорят, что нехватка водителей наблюдается с начала пандемии. Преимущественно по причине того, что среди водителей много мигрантов. "Многие уехали на родину, с тех пор рынок труда не восстановился", — говорит один из специалистов на транспортном рынке, отмечая, что кадровый голод не связан непосредственно с реформой: выпуск будет, наоборот, меньше, так что реформа в этом плане должна сработать положительно.


"Проблема с водителями — национальная. В регионах вообще катастрофа. В Петербурге же реформа идёт в несколько этапов, поэтому ситуации как в Новокузнецке, где всё было одним днём, не будет", — прокомментировали в "Питеравто".


Напомним, как писал "ДП", этот перевозчик вышел на рынок Новокузнецка и занял основную его часть, но столкнулся с серьёзной нехваткой водителей, в том числе саботировавших чужую для них компанию. Кадры пришлось искать во всех своих филиалах, в том числе и в Петербурге.


Один из источников "ДП" в Смольном считает, что город не готов к новой модели транспортного обслуживания на 80%.


"Такой готовности прежде всего нет у перевозчиков. В первую очередь, у московского. Эта компания до сих пор никак не активизировалась на местности", — говорит он.


Напомним, ранее в "Домтрансавто" рассказывали "ДП", что ведут переговоры по аренде площадок, они будут располагаться вблизи их маршрутной сети, чтобы обеспечить минимальный "нулевой" пробег. Заправочную инфраструктуру перевозчик планировал развернуть свою, плюс обеспечить себя договорами на поставку и заправку топливом на сторонних АЗС.

Комментарии