Цена на нефть на мировых рынках стремительно снизилась, а цены на бензин на наших заправках только начинают отступать. Этот парадокс очевиден только обывателю?
Совсем нет. Ещё 9 декабря на совещании с членами правительства его сформулировал президент страны.
«Некоторые вещи вызывают, конечно, вопросы: вот на 10 % на 1 декабря увеличились цены на нефтепродукты при снижении мировых цен на нефть на 35 %, — сказал тогда Владимир Путин. — И это ещё не всё. Но основной рост зафиксирован в розничном сегменте, в то время как в оптовом цены снижаются. Это как вообще понять?»
Кто диктует?
Попробуем понять. Крупные нефтяные компании, как известно, реализуют свою продукцию на бирже. Так, самая большая — «Роснефть» — объёмы сторонним потребителям продаёт через биржу. На бирже формируется и цена.
Кто они? Владельцы заправок, которые потом отгружают бензин в баки наших авто? Конечно, нет. Условия биржевой торговли, которые требуют предоплаты за солидные объёмы, небольшие компании выполнить не могут, а потому в торгах не участвуют. Покупают нефтепродукты крупные трейдеры, которые затем перепродают их — уже по своим ценам.
Но в конце года традиционно происходит снижение биржевых цен. И нынешний декабрь не стал исключением. Как следствие, постепенно поползли вниз и розничные цены. На АЗС той же «Роснефти» с 1 по 15 декабря они в разных регионах снизились от 5 до 80 коп. за литр. Произошло это в Москве и области, Северной Осетии, Алтайском крае, Тверской, Псковской, Костромской, Ярославской, Рязанской, Курской, Орловской, Тамбовской, Ростовской, Ульяновской, Курганской, Томской и Иркутской областях.
«Где-то с середины октября этого года постоянно отмечалось сокращение количества регионов, где шёл рост цен, и одновременно увеличилось число регионов, где шло снижение, — подтверждает замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин. — В целом, в течение года стоимость бензина выросла примерно на 10 %, что сопоставимо с темпами инфляции. По дизельному топливу рост цен составил примерно 3,5 %. Мы рассчитываем, что начало года существенных изменений не принесёт, потому что зимние месяцы — это период пониженного спроса».
Кому платим?
Впрочем, сезонное снижение — приятная, но незначительная деталь, которая не даёт ответа на главный вопрос: почему всё-таки нефть падает в цене, а бензин — нет? Поэтому, отметив её, стоит разобраться в том, сколько нефти в бензине — не физически, конечно, а экономически.
В цене на бензин, как говорят эксперты, нефть составляет всего 30 %. Снижение цен на неё повлияло на оптовые бензиновые цены, но только не слишком заметно, поскольку 10 % их падения дают к конечной цене минус всего в 3 %.
Ещё 28 % в структуре цены на бензин — это акциз, т. е. доходы государства. Из оставшихся 42 % львиная доля — это транспортировка сырой нефти и готовых нефтепродуктов. Она преимущественно идёт по трубопроводам «Транснефти» либо по железной дороге. РЖД увеличила свои тарифы в нынешнем году на 12,5–13,4 %, а с января 2015 г. их дополнительно проиндексируют ещё на 10 %, тарифы «Транснефти» — на 6,75−7,50 %.
Ну а вообще, цена нефти в рублёвом эквиваленте с начала года, по мнению экономистов, практически не изменилась. Падение её котировок компенсировал для нас рост курса доллара. Поэтому, собственно, котировки нефти Brent c начала 2014 г. снизились на 27 %, а уровень цен на внутреннем рынке — менее, чем на 10 %.
Чего ждать?
В следующем году Минфин проведёт налоговый манёвр. Экспортные пошлины на нефть упадут, а акцизы и НДПИ, наоборот, повысятся. Ставка налога достигнет 775 руб. за тонну против нынешней 530 руб., с 2016 г. она поднимется до 856 руб. за тонну, а с 2017 г. — до 918 руб. за тонну.
Многие эксперты рынка негативно отнеслись к этому решению. Большинство из них единодушны в том, что манёвр практически обнуляет маржу переработки, которая и сегодня не слишком роскошна (колеблется от 0 до +6 %). К чему это может привести? Ответ очевиден: к сокращению объёмов отечественной переработки и расширению экспорта сырой, т. е. самой дешёвой, нефти.
Более того, некоторые наблюдатели даже прогнозируют в среднесрочной перспективе дефицит бензина в стране. Зимой этого не случится, поскольку объёмы производства традиционно останутся выше спроса. А вот по мере потепления в природе может наступить похолодание на рынке — рост спроса одновременно с продолжением падения цен вызовет дисбаланс.
Правда, ФАС по этому поводу пока спокоен. На ситуацию может оказать влияние налоговый манёвр, полагает Анатолий Голомолзин, но слушать независимых экспертов, которые делают крайне негативные прогнозы, не стоит.
«Мы считаем, что в целом по году цены не должны измениться больше, чем темпы инфляции», — успокаивает он.
Мария Беляева
Комментарии