Конфереция

Сколько нефтегазовых доходов принесет бюджету новый расчет цены на нефть

Предложенная правительством новая формула определения цены на нефть для расчета налогов может принести бюджету страны 500–600 млрд руб. дополнительных нефтегазовых доходов, оценили опрошенные РБК эксперты

Правительство внесло в Госдуму поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие изменение порядка определения цены на нефть для целей налогообложения нефтяных компаний. Изменения коснутся налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налога на дополнительный доход (НДД) в отношении углеводородного сырья и акциза на нефтепродукты. По новой формуле для расчета этих налогов котировки нефти российской марки Urals должны быть не ниже стоимости Brent минус $25 за баррель с июля 2023 года.

В законопроекте установлено плавное снижение дисконта: с $34 за баррель в апреле он должен будет ежемесячно сокращаться на $3, пока в июле не достигнет $25 за баррель. Такой переходный период применения дисконтов к цене Brent позволит адаптироваться нефтяным компаниям к применению нового порядка расчета налогов на базе котировок Urals, пояснили в пресс-службе Минфина.

Установленный в директивном порядке дисконт цены нефти Urals к Brent должен помочь сократить дефицит бюджета, вызванный недополучением нефтегазовых доходов. Опрошенные РБК эксперты оценили выигрыш бюджета от нового порядка расчета НДПИ и НДД в 500–600 млрд руб. дополнительных нефтегазовых доходов по сравнению с действующим.

Зачем понадобилось менять порядок расчета

Бюджет России на ближайшие три года сверстан с дефицитом, при этом прогнозный уровень цены нефти Urals, которую определяет международный провайдер ценовых данных рынка нефти Argus Media, в бюджете составляет $70 за баррель. По текущему законодательству для налоговых целей используется средний за месяц уровень ежедневных цен Urals на базисах CIF в европейских портах (сицилийская Аугуста и нидерландский Роттердам). Однако на фоне западных санкций, из-за которых структура поставок радикально поменялась (основными покупателями российской нефти стали азиатские страны), возник вопрос о переходе на дополнительные или альтернативные ценовые данные по российской нефти.

По данным Argus, после введения эмбарго на поставки российской нефти в страны Евросоюза и установления ценового потолка на поставки сырья в третьи страны на уровне $60 за баррель (обе эти меры заработали 5 декабря 2022 года) котировка Urals опустилась ниже цены североморской нефти Brent примерно на $35–40 за баррель. На основании имеющейся информации можно предположить, что реальные цены продажи российской нефти были выше [чем иcпользуемые для расчета налогов], из-за чего российский бюджет недополучал значительный объем средств, говорит старший директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Филипп Мурадян.

Комментарии