20.01.2015 14:13
Комментарии: 0
Просмотры: 2981
В этом году цены на бензин вырастут на 10 процентов. Такой прогноз дал вчера вице-премьер Аркадий Дворкович. Некоторые эксперты считают, что подорожание будет больше.
В любом случае ожидается рост, хотя цены на нефть упали ниже 50 долларов за баррель. Почему? И почему вице-премьер ожидает достаточно стабильный вариант - в пределах инфляции?
Лишь на 40 процентов стоимость бензина определяется ценой нефти. Далее, в цене Аи-92 на производство приходится 10 процентов, на прибыль производителей - около 5 процентов, и почти 15 процентов "съедает" торговая надбавка. Наконец, при прежней налоговой конструкции примерно 30 процентов уходило на НДС и акцизы, объясняет начальник Управления по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при правительстве РФ Александр Курдин. Из этого расклада следует, что раз нефть в последние полгода сократилась в цене в два раза, бензин должен подешеветь процентов на 20. Но оказывается, все гораздо сложнее.
Рыночные механизмы таковы, что внутренняя цена нефти в России должна быть примерно равна мировой за вычетом экспортной пошлины. А та, в свою очередь, пропорциональна мировой цене на нефть. Но при резких колебаниях нефтяных цен, а именно это в последнее время и происходит, ситуация усложняется: пошлина корректируется не моментально, а с отставанием. Вдобавок при скачках нефти теряет стабильность и курс рубля.
До конца 2014 года курс рубля и цена на нефть более или менее равномерно шли "в противофазе", и мировая цена на нефть в рублях оставалась стабильной - на уровне 3600 рублей за баррель, что в январе, что в ноябре 2014 года. Не менялась и ставка экспортной пошлины. В декабре мировая цена на нефть в рублях снизилась на 3-4 процента, а "запаздывающая" пошлина, напротив, чуть возросла, опять же если считать в рублях. Соответственно, внутренняя цена нефти должна была снизиться - и в это время было зафиксировано некоторое снижение цены на ¬бензин.
Но в начале 2015 года ситуация изменилась: вступил в силу "налоговый маневр", который несколько "сдвигает" предыдущую арифметику. Ставка экспортной пошлины снизилась с 59 до 42 процентов, соответственно, уменьшилась и ее удельная сумма - сразу на треть по сравнению с декабрем.
Поэтому, даже несмотря на существенное снижение мировой цены на нефть в рублях, расчетная внутренняя цена нефти должна возрасти, что ведет к удорожанию топлива в стране, отмечает Александр Курдин. Но вместе с этим снижаются акцизы на бензин - на евро-5 менее чем на 5 процентов, на евро-4 - более чем на 20 процентов, и это в свою очередь играет в пользу снижения цен.
В итоге сейчас мы имеем в целом стабильные цены на бензин (с начала года их рост составил лишь 0,2-0,3 процента), которые кажутся просто-таки островком устойчивости среди окружающих водоворотов нефтяных цен, валютных курсов и даже налоговых ставок. Правда, причиной этому может быть не столько взаимная компенсация всех факторов, сколько нежелательность для компаний резко менять цены.
Комментарий Федеральной антимонопольной службы России
Дмитрий Махонин, начальник Управления контроля ТЭК ФАС:
- В конце прошлого - начале этого года на цены на бензин начали влиять новые разнонаправленные факторы: дорогой кредит и налоговые изменения в нефтяной отрасли. "Налоговый маневр" будет влиять на цены в сторону повышения, но сейчас спрос на нефтепродукты на внутреннем рынке снизился, поэтому этот фактор пока не проявился. Цены в крупнооптовом сегменте стабильны, есть даже некоторое снижение. Участники рынка выжидают, надеясь на снижение ключевой ставки ЦБ, что должно сделать кредиты более доступными. И будут тянуть максимально долго, поскольку топливо что на бирже, что на внебиржевом рынке приобретается под стопроцентную предоплату, для которой нужен кредит.
Отложенный спрос рано или поздно себя проявит. В марте начнется период ремонта ряда НПЗ, перед этим участники рынка должны накопить резервы. К тому же в ближайшей перспективе могут стать выгоднее поставки на внешние рынки. Это приведет к росту оптовых цен. ФАС будет внимательно следить за тем, как поведут себя нефтяные компании в этот период. Если розничные цены будут повышаться до перелома тренда в оптовом сегменте, ФАС будет рассматривать это как злоупотребление доминирующим положением на рынке и принимать соответствующие меры. С другой стороны, если в ближайшие недели две предложение по-прежнему будет превышать спрос, розничные цены могут и снизиться. Что касается разницы в стоимости моторного топлива в соседних регионах, то все зависит от структуры конкретных рынков. Традиционно на АЗС вертикально интегрированных компаний цена ниже, чем у независимых участников. А в некоторых регионах доля этих последних высока. Кроме того, разница в стоимости топлива может достигать 1,5 рубля только за счет логистики. Бывает, что в Иваново везут топливо с Московского НПЗ, а в соседний регион - из Омского, и компании идут на это из-за некоторых особенностей действующего налогового законодательства.
Комментарии