Конфереция

Скачок цен на бензин "трагическое стечение обстоятельств"

На внутреннем рынке России резко подорожал бензин. По данным СПбМТСБ, в начале недели цена на бензин 92 и 95 достигла 44 746 руб./т и 46,930 руб./т соответственно. Формальным поводом для подорожания стали сообщения об остановке на ремонт установки каталитического крекинга на Московском НПЗ. На этой установки выпускается крекинг-бензин один из компонентов товарного бензина. По данным агентства "ПРАЙМ", 15 ноября оптовые цены на бензин 95 Класса 5 достигли отметки 47976 руб./т, а на бензин 92 Класса 5 44900 руб./т. Начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин считает, в результате ремонтных работ на Московском НПЗ предложение товарного бензина сократилось незначительно всего на 50 тыс. т. По его оценке, накопленные запасы бензина в объеме 1,7 млн т могут полностью обеспечить потребности рынка. Представитель ФАС уверен в отсутствии каких-либо предпосылок для скачка цен на бензин в "низкий сезон" и возложил ответственность за это на спекулянтов, которые раздувают ажиотажный спрос. Жесткая реакция ФАС и обещание "разобраться со спекулянтами" несколько снизило оптовые цены на бензин, но вероятность возобновления роста остается. Московский НПЗ источник беспокойства Московский НПЗ становится причиной ажиотажа на бензиновом рынке уже второй раз в этом году. В феврале апреле 2017 г. завод останавливался на ремонт, что также привело к опасениям возникновения дефицита бензина. Во время ремонта помимо прочих работ предполагалось повысить мощность установки каталитического крекинга на 20%, что должно способствовать увеличения производства столь востребованного бензина. Московский НПЗ играет ключевую роль в обеспечении нефтепродуктами столичного региона до 40% от всего моторного топлива, реализуемого в Москве и Московской области. После остановки Московского НПЗ на ремонт многие СМИ и недальновидные эксперты предвещали нехватку бензина, но ФАС и другие регуляторы смогли взять ситуацию под жесткий контроль и не допустить дефицита предложения и резкого скачка цен. Более того, представители ФАС уверяли, что росте цен на бензин должен остаться в пределах инфляции. Цены на бензин в РФ удерживали до последнего, но теперь они начнут расти. В мае заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов заявил об отсутствии угрозы для внутреннего рынка в связи с ожидаемым в 2017 г. профицитом производства бензина в объеме 2,1 млн т. По его словам, в этом году российские НПЗ должны выпустить 37,6 млн т товарного бензина с октановым числом 92 и 95, а потребление этого вида моторного топлива ожидалось на уровне 35,5 млн т. Внутренний спрос и внешняя конъектура Заместитель министра энергетики не учел повышение спроса на бензин по сравнению с 2015 2016 гг, о чем свидетельствуют данные о продажах новых автомобилей в России. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в октябре этого года было продано 149 тыс. новых легковых и легковых коммерческих автомобилей, что на 17,3% больше, чем в том же месяце 2016 г. В январе октябре 2017 г. в России было продано 1,28 млн новых автомобилей на 11,3% больше по сравнению с тем же периодом годом ранее. Кроме того, по сообщениям некоторых участников рынка рост спроса на бензин был вызван также закупками "про запас" со стороны трейдеров из-за ожидаемого подорожания моторного топлива в связи с повышение акцизов на моторное топливо с 1 января 2018 г. На внешних рынках сложилась благоприятная конъюнктура для продавцов из-за повышения цен на нефтепродукты и ослабления рубля. Трейдеры стремились закупить на внутреннем рынке нефтепродукты, в том числе, бензин, и продать его в станах дальнего и ближнего зарубежья. В Казахстане последние месяцы ощущался острый дефицит бензина из-за ремонтов, которые проводились сразу на двух основных НПЗ из трех. В результате доля российского импорта в общем объеме продаж бензина в Казахстане выросла с 25% до 40%, несмотря на дороговизну российского моторного топлива по сравнению с местным. Нефть дорожает, рубль слабеет Улучшение внешней конъектуры связано также с "уникальной ситуацией", сложившейся на валютном рынке. Несмотря на значительно подорожание нефти в октябре начале ноября, рубль по отношению к доллару США и евро быстро дешевел. Курс доллара по отношению к российской валюте превышал 60 руб., а курс евро 71 руб. Эксперты валютного рынка считают, что "уникальная ситуация" связана с покупками валюты на Московской бирже, которую проводил ЦБ РФ в интересах Министерства финансов. Ранее сообщалось, что с 6 октября по 7 ноября на эти цели планировалось направить 76 млрд руб. При этом, скупка валюты на бирже продолжится до конца года. В связи с падением рубля для российских ВИНК и трейдеров стало значительно выгоднее поставлять бензин в сопредельные страны не только в Казахстан. Несмотря на сезонное снижение спроса и значительные запасы, предложение на внутреннем рынке сократилось, поскольку все больше бензина направлялось за рубеж. Объем запасов в такой ситуации не имеет значения для внутреннего рынка, поскольку продавцы бензина потеряли к нему интерес. Сочетание этих факторов привело к "неожиданному" скачку цен на бензин. ФАС, конечно, может административными методами успокоить рынок, но это временное решение проблемы. Где узко там и рвется В отличие от Европы, где больше половины легковых автомобилей использует дизельное топлива, Россия является бензиновой страной. Объем производства товарного бензина на отечественных НПЗ в настоящее время немногим превышает спрос, поэтому улучшение конъектуры на внешних рынках, резкое ослабление рубля или другие "внештатные" ситуации, приводят к дисбалансу спроса и предложения на российском рынке. Запуск дополнительных производственных мощностей мог бы решить проблему. Однако два "построенных с нуля" завода принадлежащий "Татнефти" ТАНКО и Антипинский НПЗ, контролируемый холдингом New Stream постоянно откладывают начало производства товарного бензина. При этом, руководители обеих компаний не перестают заявлять, что их предприятия являются лучшими в России, поскольку глубина переработки нефти на них близка к 100%. ТАНЕКО и Антипинский НПЗ наращивают объемы переработки и даже увеличивают выпуск нафты (прямогонного бенезина), но производить товарный бензин пока не способны. Остается только надеяться, что до конца года на этих заводах смогут наладить производство бензина, соответствующего стандарту Евро-5. Кроме того, невозможно постоянно решать проблемы бюджета за счет ослабления национальной валюты и увеличения налоговой составляющей в цене бензина. В четверг ЦДУ ТЭК сообщило, что запасы бензина, накопленные ВИНК, на 9 ноября составляли 1,33 млн т на 7,6% больше, чем на ту же дату в 2016 г. Представители ФАС уверяли, что обеспечат контроль над рынком бензина, рост цен на который останется в пределах инфляции. Однако можно с уверенностью говорить, что добиться поставленной цели в этом году невозможно.
Комментарии