«Ситидрайв» не будет закупать электромобили для каршеринга. Тесты
показали, что компании невыгодно развивать такой бизнес, заявил глава сервиса
Эдуард Мингажев. В компании проверили более 100 электрокаров и пришли к выводу,
что машины тяжело обслуживать, долго заряжать и непросто перепродать из-за
отсутствия вторичного рынка. По словам Мингажева, «Ситидрайву» было интересно
понять, как изменится экономика авто, если для поездок использовать зарядку, а
не топливо.
В итоге в компании признали, что
такая модель каршеринга не станет успешной на рынке. Потенциал каршеринга на
электричестве не вызывает сомнений, возражает технический директор компании
«Электротранспортные технологии» Илья Федичев: «Мне кажется, это какие-то
персональные проблемы "Ситидрайва" — неправильные финансовые модели.
В Китае, например, во всех городах такси электрические. Там есть разные способы
зарядки машин: это и замена батарей, и быстрая зарядка с помощью розетки. Но в
любом случае весь городской транспорт — такси, каршеринг и прочее —
электрический.
Понятно, что мы не в Китае, а в
России. Здесь налицо явная тенденция к удешевлению, упрощению, экономии на
стоимости километра. Наверное, есть какие-то сложности переходного режима, все
это непривычно, в том числе и обслуживание электрокаров. Не так много СТО,
которые способны ремонтировать, как-то восстанавливать либо настраивать такие
авто, но это преодолимая история.
Что касается зарядки и
каршеринга, здесь тоже есть особенности эксплуатации. Обычно клиенты сервисов
бросают машину, где им удобно, а в этом случае могут возникать какие-то
сложности именно с инфраструктурой. Для ее налаживания, я так думаю, ресурсы
есть по всей стране, Россия — одно из самых электрифицированных государств в
мире. Да, мы отказываемся от троллейбусов, но сети и подстанции остаются. По
крайней мере, технологически мы способны использовать электротранспорт».
В «Ситидрайве» отметили, что в
рамках эксперимента тестировали все модели Tesla, Volkswagen, Skywell и
электрический «Москвич». Выбор таких автомобильных брендов для
электрокаршеринга изначально не мог привести к успеху, говорит основатель
компании E.N. Cars Евгений Забелин: «Очевидно, эти автомобили ровным счетом
никому абсолютно не интересны. Электромобили берут не просто с целью
передвижения, отчасти это некий хайп. Интересно же на "Москвиче" или
Skywell, которого уже и не существует, покататься. Вот Tesla уже стала
обыденностью.
Если бы это были бы какие-то
современные электромобили, допустим, тот же Zeekr, Xiaomi, то, думаю, они
пользовались бы спросом в каршеринге. С ними сложнее, конечно, чем с бензином.
Оператор должен следить, чтобы автомобили были заряжены. Если это не так,
специально обученный человек должен приехать и зарядить электрокар, чтобы
следующий клиент сервиса не тратил время. Я бы не стал брать автомобиль, в
котором нет запаса хода. Очевидно, что это неудобно. В России инфраструктура не
такая, как в Китае, где зарядки есть везде в огромных количествах. Тем не менее
в Москве (в масштабах страны она самая развитая) существовать можно».
Общий объем оборота «Ситидрайв»
по итогам прошлого года превысил 18 млрд руб., что на 40% больше результатов
2023 года. При этом число поездок также выросло на 20%, до 30 млн руб. в год.
Леонид Пастернак