В четверг, 9 сентября, стоимость бензина на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже опустилась до минимума за два месяца. При этом за первую неделю осени розничные цены на российских автозаправках впервые за год продемонстрировали снижение. Такую динамику специалисты связывают с увеличением предложения на отечественном рынке горючего. В рамках договорённостей с правительством производители стали поставлять меньше топлива за рубеж. Кроме того, аналитики отмечают снижение спроса на бензин в связи с окончанием сезона отпусков. Как могут измениться цены на АЗС до конца года — в материале RT.
В четверг, 9 сентября, биржевые цены на бензин в России опустились до минимума за два месяца. Так, стоимость горючего АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже снизилась до 55,2 тыс. рублей за тонну, а топливо АИ-95 подешевело до 58,3 тыс. за тонну. В последний раз аналогичные значения можно было наблюдать в начале июля 2021 года.
По данным торговой площадки, оптовые цены на бензин в стране снижаются с начала сентября. При этом стоимость горючего на автозаправках также опустилась за первую неделю месяца.
Согласно оценке Росстата, с 30 августа по 6 сентября средняя по России розничная цена бензина АИ-92 снизилась на 0,37% — до 45,99 рубля за литр, а стоимость горючего марки АИ-95 опустилась на 0,32% — до 49,82 рубля за литр. В свою очередь, литр дизельного топлива подешевел на 0,14%, до 50,62 рубля за литр. Снижение цен на АЗС произошло впервые с сентября 2020 года.
Наблюдаемая динамика во многом связана с увеличением предложения на российском рынке горючего, считает аналитик ФГ «Финам» Алексей Коренев. По его словам, в рамках договорённостей с правительством компании нарастили резервы горючего и сократили поставки топлива за рубеж.
«Крупные производители понимают, что лучше создать необходимый запас на рынке, чтобы не вынуждать власти принимать жёсткие меры, в числе которых, например, полный запрет на экспорт сырья. Даже просто заявления о возможности применения такой меры уже приводят к тому, что крупные игроки увеличивают поставки горючего на внутренние площадки и немного снижают продажи за границу», — объяснил собеседник RT.
Согласно оценке Федеральной таможенной службы (ФТС), с января по июль 2021 года физические поставки автомобильного топлива из России за рубеж снизились на 24,1% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го. При этом к началу осени страна сократила экспорт бензина почти до нуля. Об этом ранее заявлял российский вице-премьер Александр Новак.
Предложение бензина на внутреннем рынке растёт и в результате завершения плановых ремонтных работ на нефтеперерабатывающих заводах. Об этом в разговоре с RT рассказал шеф-аналитик ГК «ТелеТрейд» Пётр Пушкарёв. Более того, по его словам, с наступлением осени в России стал снижаться сезонный спрос на горючее, что также позитивно сказывается на ценах.
«Закончился активный период отпусков. В связи с закрытием многих зарубежных направлений туризма россияне в большей степени, чем раньше, использовали автомобили для отдыха и поездок. Окончание лета снизило спрос в данном секторе», — пояснил Пушкарёв.
Как полагает специалист, в определённой степени на удешевление бензина повлияла стабилизация мировых цен на нефть. Отметим, что сырьё эталонной марки Brent на бирже ICE в Лондоне уверенно дорожало в течение первой половины 2021 года. За это время нефтяные котировки поднялись более чем на 40%, а в начале июля вплотную приближались к отметке $78 за баррель. Впрочем, после этого цены скорректировались и с сентября колеблются в диапазоне $72—74 за баррель.
«Текущее положение дел снижает стимулы для компаний дополнительно увеличивать экспорт топлива. Это также является одной из причин, почему производители стали активнее поставлять горючее на внутренний рынок страны», — добавил Пушкарёв.
Эффект демпфера
По мнению Алексея Коренева, положительное влияние на стоимость бензина в России оказала корректировка специального компенсирующего механизма. Напомним, что в 2019 году на топливном рынке страны начал работать так называемый демпфер. В рамках этого инструмента государство возмещает нефтяным компаниям недополученные доходы при поставках топлива на внутренний рынок.
Таким образом, если цены на горючее внутри страны ниже экспортных, нефтяники получают компенсацию из бюджета. При более высоких ценах на внутреннем рынке компании, напротив, отчисляют в казну часть прибыли. Это позволяет избегать резких скачков стоимости топлива для потребителей.
За счёт действия демпфера с 2019 по 2020 год темпы подорожания бензина на российских автозаправках замедлились в несколько раз. При этом с 1 мая 2021-го власти внесли дополнительные корректировки в формулу механизма для сдерживания цен на АЗС. В результате компании теперь могут претендовать на больший объём компенсаций из бюджета.
«Благодаря новым настройкам инструмент более гибко и оперативно подстраивается под нефтяную динамику. В итоге цены на горючее идут вниз», — отметил Коренев.
При сохранении текущих условий опрошенные RT специалисты не ожидают значительного роста стоимости бензина до конца года. По мнению экспертов, темпы подорожания горючего будут оставаться в пределах инфляции. Более того, цены на автозаправках могут ещё незначительно снизиться в ближайшие месяцы — в пределах 0,7—1,2 рубля. Такой оценкой в разговоре с RT поделился руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.
«По итогам года общий уровень инфляции в России составит порядка 6—6,2%. В таких рамках топливо уже подорожало, и до конца года его стоимость может остаться на текущем уровне или немного снизиться, но не более чем на 1%», — заключил Деев.