Спрос на топливо в Петербурге превысил допандемийный уровень весной 2021-го. При этом экономика торговли на традиционных АЗС существенно ухудшилась. Сети развивают нетопливное предложение, но до иностранных показателей ещё далеко. А рост количества заправок в Петербурге обеспечивает газ.
Минус в баке
По данным исследовательской группы "Петромаркет", в России в 2021 году фиксируется убыточность торговли автобензином и околонулевая маржинальность розничной реализации дизельного топлива. "Во второй половине 2020-го средняя маржинальность продажи 1 литра автобензина на АЗС в России колебалась в диапазоне минус 1,5 рубля — плюс 3 рубля, а реализация дизеля стабильно приносила маржу порядка 3 рублей за литр", — вспоминает показатели прошлого года руководитель проектов "Петромаркета" Анна Лишневецкая.
"Демпферный механизм помогает сгладить колебания розничных цен на топливо, но на деле его часто приходится корректировать", — отмечает старший директор агентства Fitch Ratings Дмитрий Маринченко. Увеличение доходности в Петербурге за счёт резкого повышения цен не срабатывает. "Это приводит к оттоку клиентов", — констатирует гендиректор ООО "Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора" Тамара Сафонова. Хотя доля независимых топливных компаний существенно сократилась в последние годы (на принадлежащих вертикально интегрированным компаниям (ВИНК) игроков приходится, по оценкам экспертов, до 80 % рынка Петербурга), конкуренция в городе высока и она острее, чем в Москве. Но даже автозаправочные сети с ВИНК-связями идут по пути коллабораций и расширения ассортимента.
Непрофильные добавки
Одна из популярных стратегий по улучшению маржинальности на заправках, по мнению экспертов, — кофейное предложение. "Например, скидка 1–2 рубля на каждый литр топлива при покупке кофе на АЗС. Такими стратегиями пользуются уже многие сети в Петербурге, включая “Газпром нефть”, Circle K", — приводит пример основатель группы компаний Retail&HoReCa (РусХОЛТС), член экспертного комитета Минэнерго по преобразованиям ТЭК Александр Кузьмин.
Как пояснили представители "Газпром нефти", продажи кофе на её АЗС в январе–сентябре текущего года выросли до 26,8 млн чашек (рост на 10 % к аналогичному периоду прошлого года и плюс 35 % относительно 9 месяцев 2019-го). Общая выручка от реализации горячих напитков на АЗС "Газпром нефти" в России по итогам 9 месяцев 2021 года составила 3,7 млрд рублей, что на 17 % и 48 % выше аналогичных показателей прошлых лет.
О пандемийном толчке говорят в "Татнефти". "Пандемия надолго отняла возможность посещать рестораны, но привычный визит на заправку остался в расписании, — отмечает директор ООО “Татнефть-АЗС-Северо-Запад” Айдар Хабибуллин. — Серьёзную часть в доле дохода занимают сопутствующие товары. Именно поэтому в рамках ребрендинга Neste мы сосредоточились на качестве предоставляемого сервиса. На обновлённых АЗС доступны не только привычные кофе и френч-доги". К концу 2021 года "Татнефть-АЗС-Северо-Запад" планирует завершить ребрендинг 15 объектов.
В числе удачных стратегий Александр Кузьмин приводит развитие питания на заправках, а в числе несостоятельных — партнёрство с сетевыми продуктовыми магазинами. "Такие попытки были, пока ни один проект не стал успешным и не масштабировался. По-прежнему самый эффективный заправочный бизнес у тех топливных операторов, которые напрямую управляют своими АЗС, без привлечения аутсорсеров из традиционного ретейла", — оценил эксперт.
По оценке руководителя международной практики КПМГ по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Антона Усова, у 92 % российских АЗС доля продаж нетопливного сегмента не превышает 20 %, что существенно ниже, чем на зрелых рынках Европы и США (там показатель достигает 60 %).
С газом или без
В 2020 году количество АЗС в Петербурге, по данным Росстата, по сравнению с 2019-м увеличилось с 558 до 581. Прирост был обеспечен в первую очередь за счёт газозаправок (АГЗС). В 2013 году они составляли 3,5 % от общего числа, в 2020-м — 14 % (82 объекта). Пока эта часть рынка в основном за небольшим бизнесом. Как лидера (28 газовых заправок) определяет себя Vervex. Выручка компании, занимающейся, впрочем, помимо розничной ещё и оптовой торговлей сжиженным газом, в пандемийном 2020-м увеличилась на 41 % (до 390,1 млн рублей). Есть и совсем многопрофильные компании. Для Mitex (11 заправок) АЗС — не единственный бизнес, а одно из направлений как поставщика товаров и услуг для работы с газом.
ООО "Газпром газомоторное топливо" развивает автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС). В России у него их несколько сотен, в Петербурге — пока семь. Но уже через пару лет планировалось увеличить сеть до 25. И Смольный идёт по пути увеличения парка газомоторной техники.