Сели батарейки: продажи электромобилей в РФ упали на треть. Почему двигатель внутреннего сгорания рано хоронить

Евгений Багдасаров, Кирилл Сазонов

Электромобили в России пока не стали по-настоящему популярны, несмотря на льготы. В Европе передумали запрещать бензиновые и дизельные моторы. Немецкие автопроизводители терпят огромные убытки из-за перехода на электромобили, а в США возвращают под капоты могучие двигатели V8. Почему не удался быстрый переход к «зеленому» электротранспорту, разбирались «Известия».

Гибридный вариант

По результатам 2025 года в России было продано на треть меньше электромобилей, чем в 2024 году, — 12,5 тыс. штук, отмечают в аналитическом агентстве «Автостат». Их доля снизилась с 1,1 до 0,9%. На этом фоне продажи гибридов показали рост на 9,5%, продажи достигли 44,8 тыс. рублей, а доля выросла с 2,6 до 3,4%. Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) все еще играет важную роль на российском автомобильном рынке. Электромобили, несмотря на льготы для их покупателей и наличие субсидий на покупку отечественных моделей, пока остаются нишевым продуктом. Тем не менее сразу несколько производителей наладили выпуск в России чистых электрокаров.

По темпам роста и масштабам отрасли электромобилей Россия отстает от передовых стран, отмечается в докладе Центра стратегических разработок (ЦСР). В качестве причин этого называют высокую самообеспеченность топливными ресурсами и относительно низкими ценами на них, высокую стоимость электромобилей в России и узкий модельный ряд по сравнению с автомобилями с ДВС, неразвитую зарядную инфраструктуру.

На начало 2025 года в России функционировало около 7 тыс. зарядных станций для электромобилей, из которых 2,7 тыс. — быстрые. По данным ЦСР, в 2022–2024 гг. плановые темпы ввода в строй зарядных станций были выполнены только на 40%.

Тем не менее сразу несколько производителей наладили выпуск в России «чистых» электрокаров. Основной мерой поддержки выступает специальный инвестиционный контракт (СПИК), дающий компаниям определенный набор льгот и преференций. Те в свою очередь обязаны достичь требуемого уровня локализации.

В Липецкой области собирают модели Evolute, «Автотор» производят модели под собственными брендами Amberauto и Eonyx, «Москвич» делает электрическую версию своего кроссовера с индексом «3е», а АвтоВАЗ — Lada e-Largus. По результатам 2025 года Evolute и Amberauto значительно нарастили продажи, заняв второе и третье места в списке самых популярных электромобилей, однако по количеству проданных автомобилей они значительно уступили китайскому Zeekr, который поставляется в Россию неофициально. Так, Evolute продал 1801 электромобиль, а единственный седан A5 в модельном ряду Amberauto разошелся в количестве 1126 штук. Кроме того, было реализовано 880 «Москвичей 3е», а Lada e-Largus производится в небольших количествах только под заказ.

Параллельно на «Москвиче» начато производство российских электромобилей «Атом», продажи которого ориентировочно начнутся весной. Однако эксперты скептически оценивают его рыночные перспективы. Высокий спрос на гибриды заставляет российские автокомпании пересматривать планы. Так, производитель электромобилей Evolute в прошлом году добавил в линейку гибридную модель i-Space, а в этом наладил производство в Липецкой области ее модернизированного варианта со сваркой и окраской. В специнвестконтракт внесены гибриды Voyah — автомобили этой марки также производятся в Липецкой области. Причем гибридный седан Voyah Passion пришел на смену доступному электроседану Evolute i-Pro. От электромобилей Evolute не отказывается — в планах сборка двух новых моделей со сваркой и окраской.

Передумали запрещать

В Европе за 11 месяцев доля NEV (New Energy Vehicles, «ТС на новой энергии») в общем объеме продаж, по данным Европейской ассоциации автопроизводителей ACEA, превысила 60 процентов. Доля машин с двигателями внутреннего сгорания снижается. Однако «чистые» электромобили занимают менее 17% рынка. Для сравнения, на долю гибридных автомобилей, то есть использующих ДВС с электрическим «довеском», приходится 34,6% продаж. Подзаряжаемые гибриды, способные проезжать определенное расстояние на электротяге, занимают только 9,3% рынка.

Еврокомиссия уже передумала вводить фактический запрет на автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Напомним, что летом был принят закон, согласно которому все новые легковые автомобили, продаваемые в Евросоюзе с 2035 года, должны иметь нулевые выбросы CO2. В новом законопроекте требования смягчены, а сроки полного отказа от ДВС не оговариваются. Дополнительные выбросы планируют снижать за счет использования биотоплива и «зеленой» стали, при выплавке которой выбросы CO2 минимальны.

Ранее Европейский парламент смягчил ограничения на выбросы CO2 для автопроизводителей и отложил штрафы за их превышение. Из-за угрозы многомиллиардных штрафов «традиционные» автомобильные компании вынуждены были создавать альянсы и покупать квоты у производителей электромобилей. Например, Tesla объединилась со Stellantis, Toyota и Ford. Mercedes — c Volvo, Polestar и Smart.

Оказались дороже

Оказалось, что переход к экологически чистому транспорту займет больше времени, чем ожидалось. Темпы роста продаж замедлились после отмены госсубсидий, отмечают аналитики Bloomberg.

Власти Германии уже объявили о возвращении субсидий на покупку электрокаров с начала 2026 года — на это направят 3 млрд евро. Средства рассчитаны на период до 2029 года и предназначены для семей со средним и низким уровнем достатка. Без субсидий электромобиль оказывается значительно дороже аналогичного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. По данным Bloomberg, в среднем цена «электрички» на 30% выше в Европе и на 27% — в США.

Кроме того, в Германии электричество оказалось дороже бензина. По данным немецкого поставщика зеленой электроэнергии Lichtblick, в среднем за 100 км пробега на обычных общественных зарядных станциях водители электромобилей платят 10,45 евро, на станциях быстрой зарядки — 12,06 евро. Тогда как 6 литров бензина обойдутся примерно в 10 евро.

Врежется в стену

Глава Mercedes и ACEA Ола Каллениус предупредил власти ЕС, что если экологическая политика не будет пересмотрена, то европейский автопром «врежется в стену на полной скорости». Немецкие автопроизводители уже сообщили о миллиардных убытках. Volkswagen впервые за всю историю закрыл завод в Германии — знаменитую «Стеклянную мануфактуру».

Европейские автопроизводители справедливо опасаются, что запрет автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, пока они еще популярны, приведет к потере прибыли и рабочих мест.

Электромобили содержат гораздо меньше деталей, чем автомобили с двигателями внутреннего сгорания, что делает их сборку дешевле, пишет Bloomberg. Поэтому заводам по производству электромобилей требуется гораздо меньше людей, чем традиционным автопредприятиям.

Европейские автокомпании сокращают инвестиции в электромобили и переключаются на гибриды. Так, BMW и VW планируют дооснастить свои «электрички» увеличителями запаса хода на основе двигателей внутреннего сгорания.

Самый неспокойный сегмент

В 2025 году электромобили были самым неспокойным сегментом на рынке США, отмечают в Reuters. Причиной стало то, что президент Дональд Трамп отменил значительную налоговую льготу для покупателей «зеленого» транспорта и выступил за смягчение регулирования в отношении экономии топлива и выбросов. Это повлияло потребительский спрос и заставило автопроизводителей пересмотреть планы по выпуску электромобилей.

Стремление американцев приобрести электромобиль до того, как он подорожает, привело к росту продаж в третьем квартале — доля «электричек» в общих продажах достигла 10,5%. Однако в IV квартале продажи рухнули на 46% в сравнении с третьим, а доля снизилась до 5,8%. Аналитики Cox Automotive ожидают, что в следующем году доля электромобилей на рынке США приблизится к 8%.

«Мыльный пузырь»

По данным компании Iseecars, к концу прошлого года у американских автодилеров остались значительные запасы нераспроданных электромобилей и гибридов, выпущенных еще в 2024 году. В их числе Genesis GV60, GMC Hummer EV, электрический Dodge Charger и гибридный Hornet.

Руководство марки Dodge экстренно возвращает многолитровые моторы V8 Hemi на масл-кары Charger и пикапы Ram.

 «Я не противник электромобилей. Я против навязывания потребителям того, что не обусловлено их потребностями. Эта отрасль работает исключительно на эмоциях и страстях. Без эмоций и страстей, движимых клиентами, вся эта отрасль — мыльный пузырь», — заявил генеральный директор Ram Тим Кунискис в интервью изданию The Drive.

Исключительный Китай

КНР — единственный рынок, где «чистые» электромобили успешны: в прошлом году их было продано 7,88 млн, что на 24,4%, чем в 2024 году. Подзаряжаемые гибриды разошлись тиражом 3,4 млн штук, а «электромобили с увеличенным запасом хода» (EREV) — 1,17 млн штук.

Тем не менее генеральный секретарь Китайской ассоциации легковых автомобилей (CPCA) Цуй Дуншу признал замедление темпов роста продаж NEV к концу года. Это связано с окончанием действия льготы по налогу на покупку твоих автомобилей и пересмотром субсидий со стороны некоторых регионов.

Кроме того, руководство КНР исключило электромобили из списка стратегических отраслей в своем пятилетнем плане развития на 2026–2030 годы. Это стало реакцией на избыточные производственные мощности в сегменте, затяжные ценовые войны и чрезмерную конкуренцию.

Китайские автопроизводители пока не отказываются от производства ДВС, среди которых есть не только 4-цилиндровые агрегаты, но и V6 и V8.

Как электромобили теряют в цене

Согласно отчетам консалтинговой компании Berylls, в Европе электромобиль теряет более 50% первоначальной стоимости после трех лет эксплуатации и 60 тыс. километров пробега. Исследование Cox Automotive показывает, что электромобили обесцениваются быстрее, чем автомобили с двигателями внутреннего сгорания. В среднем они теряют в цене 38–42% через три года, тогда как машины с ДВС теряют 35–40%. По данным Iseecars, Tesla — лидер по потере стоимости на вторичном рынке.

На российском рынке, по данным Национального агентства промышленной информации (НАПИ), предоставленным «Известиям», бюджетный электрический кроссовер Evolute i-Joy за три года теряет 30,6% от первоначальной цены, тогда как бензиновый Haval Jolion теряет немногим меньше — 26,5%. Премиальный электромобиль Avatr 11 дешевеет на 28,44%, а бензиновый кроссовер VX — на 32,58%.

Стратегическая ошибка

Решение отказаться к 2035 году от производства моделей с ДВС стало стратегической ошибкой европейского автопрома, отмечают эксперты.

— В значительной мере этому способствовали США, где моторы значительно отставали по технологиям от европейских. Скандал с «дизельгейтом» был инициирован именно расследованием американского агентства по охране окружающей среды. Это в итоге привело к фактическому уничтожению разработки дизельных моторов в ЕС, — отметил вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.

Американской автопром не пошел ни по китайскому, ни по европейскому пути, выбрав золотую середину, отмечает партнер «Автостата» Игорь Моржаретто. В линейках автопроизводителей из США есть и модели с ДВС, и их гибридные версии, и чисто электрические.

— Электромобили в ЕС были востребованы, пока были низкие цены на электроэнергию, обусловленные в том числе и российскими энергоресурсами. При этом, поскольку производство подавляющего большинства компонентов для электрокаров сосредоточено в Китае, при создании своих электрических моделей узлы и агрегаты европейские автопроизводители вынуждены закупать в КНР. В том числе из-за этого «электрички» из ЕС не могут конкурировать по цене с китайскими. Отказ Европы от российского газа и взрывы на «Северных потоках» привели к значительному росту цен на электроэнергию — в глазах потребителей электрокары перестали быть более выгодным приобретением, — рассказал «Известиям» Игорь Моржаретто.

Комментарии