Конфереция

Сегодня, 13 марта 2020 года состоялась профессиональная конференция-семинар «SMART-АЗС

Основными темами форума были обозначены:

конъюнктура рынка АЗС и его регулирование;

цифровые инновации и эффективность персонала АЗС;

новые решения в области нетопливного бизнеса АЗС: сервис, фаст-фуд, ритейл;

развитие АЗС в современных условиях.

Выступление спикеров было разделено на две составляющих: текущая ситуация и тенденции развития на топливном рынке, а также развитие на АЗС ритейла с помощью современных технологий цифровизации и переход на бизнес-модель ритейл продаж.


На первой сессии представители Минэнерго Вячеслав Мищенко и Антон Рубцов выразили заинтересованность и всестороннюю поддержку развития бизнеса сбытового сектора продажи топлива. Представителями ведомства было отмечено, что через развитие цифровизации рынка сбытовая инфраструктура приобретает основной характер, а независимый от ВИНК бизнес может дать большой импульс на развитие рынка в целом и даже оказать влияние на его ценообразование.
Представители министерства успокоили участников конференции и выразили уверенность, что в сегодняшних условиях сокращения цен на нефть маржинальность бизнеса в целом сохранится и тенденций к её уменьшению в ближайшем будущем нет. Отмечено, что на внутреннем рынке ситуация благоприятная для развития розничного бизнеса. В настоящее время тенденция такова, что причин падения цены на бензины нет, так как НПЗ компенсируют свои потери за счёт получения субсидий. Но, независимая розница не должна расслабляться и привыкать к существующему положению дел, должна вести себя разумно, накапливать капитал на тот случай, когда рынок отыграет назад. Минэнерго следит за ценовыми трендами и держат руку на пульсе, ежедневно анализируя ситуацию. Предпосылок к уменьшению топлива на внутреннем рынке регулятор не видит и товар должен идти на рынок на конкурентных условиях, внутренний рынок полностью насыщен. Основной задачей Минэнерго является обеспечение баланса спроса и предложения.
В рамках экспертного совета при Минэнерго активно работают над цифровизацией рынка. С точки зрения технологий, АЗС прорабатывают эту тематику, чтобы в полной мере соответствовать реалиям рынка.

Отмечено, что бизнес АЗС должен и будет развиваться вместе с развитием продажи дополнительных услуг на АЗС. В тренде будут мультитопливные заправки, на которых помимо реализации топлива, клиент сможет заправиться альтернативными источниками, такими как СПГ и электроэнергией. С целью реализации этих задач министерством проработана дорожная карта по упрощению требований к АЗС и АГЗС. В первую очередь на смягчение требований, предъявляемых МЧС. Для отрасли очень важно решение этих проблем.

Минэнерго не видит другого ресурса получения информации как непосредственно от участников рынка. Минестерство организует рабочие группы и призывает всех заинтересованных лиц присоединяться к ним, в ходе работы которых прорабатываются в том числе вопросы не входящие в компетенцию министерства, такие проблемы будут передаваться и доводиться в компетентные федеральные органы.

В выступлении Виталия Королёва – заместителя руководителя Росстандарта, была обозначена положительная динамика по снижению количества нефтепродуктов несоответствующих физико-химических показателям. В основном нарушения выявляются на АЗС малого бизнеса, причиной которых, в первую очередь выделена невозможность ценовой конкуренции с АЗС ВИНК.

В настоящее время органом рассматривается вопрос о надзоре за качеством авиационного топлива, для чего внедряются механизмы дистанционного наблюдения без непосредственного контакта за лицами, участвующими в его обороте.
Борьба с суррогатами ведётся через призму выявления его отрицательного влияния на экологию, загрязнение окружающей среды и оказание негативного влияния на здоровье граждан.

Ведомством подготовлены изменения в ТР ТС которые касаются паспортизации нефтебазами нефтепродуктов перед выпуск их в оборот.
Разрабатывается пилотный проект по конфискации продукции, признанной в ходе проверки контрафактной.

Президент независимого топливного союза Павел Баженов указал, что маржинальность, в рамках действующей системы, распределяется между переработкой и розницей и на её увеличение рассчитывать не стоит. Главная задача, которая стоит перед рынком розничных продаж топлива - оптимизация затрат и увеличение объёма сбыта.

Союзом в настоящее время проводится работа по оптимизации затрат на логистику за счёт уменьшения чрезмерного регулирующего воздействия, а именно решения проблем связанных со взвешиванием автоцистерн, перевозящих нефтепродукты по осям, единых требований по ограничению нагрузок на ось, по системе категорирования и оценки опасности транспорта, сложностью получения маршрутов, отсутствия в КОАП дифференциации нарушений, сейчас за любое нарушение, связанное с перевозкой опасных грузов, перевозчику грозит эвакуация транспортного средства, что зачастую несоразмерно с допущенным нарушением.

Сергеем Ежовым, главным экономистом VYGON consulting заявлено, что в стране цены на топливо по-прежнему, де-факто регулируются государством. С текущими параметрами демпфера в долгой перспективе работать будет очень сложно, НПЗ будут в убытках, но они не сильно это почувствуют, так как они в основном входят состав ВИНК в отличие от независимых НПЗ, которые будут испытывать трудности. Необходимо изменение механизма расчёта демпфера.

Коммерческий директор ОМТ Консалт Радик Саитов представил участникам конференции анализ розничного рынка моторных топлив. В своём докладе спикер обратил внимание, что динамика потребления дизельного топлива в Российской Федерации вышла на уровень 2014 года, по бензинам ситуация по-прежнему не улучшилась в связи с тем, что основным потребителем этого топлива являются физические лица отрицательная динамика роста доходов которых и уровень инфляции не позволяют выйти на докризисный объём потребления.

Аналитиком отмечена неоднородная динамика реализации моторных топлив по регионам и необходимость учёта продаж СПГ в общем объёме продаж. Особенно отмечена отрицательная тенденция на Урале и в Западной Сибири без видимых причин её улучшения.

Эксперт дал прогноз на 2020 год, в котором указал на сохранение текущего тренда развития и предположил, что независимые сети смогут получить текущие объёмы по бензинам и даже их увеличить, в то время как по дизельному топливу увеличить прокачки не получится, так как её в основном контролируют ВИНКи.
В текущих реалиях, АЗС – это не только продажа топлива, драйвером развития сейчас является ритейл, услуги и сервис. Потребитель выбирает АЗС уже не по цене топлива, а по количеству и качество предоставляемых услуг и товаров.

В целом спикер видит тенденцию к динамическому, почасовому ценообразованию, чему только способствуют текущее развитие технологий и цифровизации рынка.
Формат автоматических АЗС в России недооценён. Газпром в этом направлении все свои планы выполнил.
Отмечено, что нет перспектив у автозаправочных комплексов, которые:

по-прежнему пытаются продавать некачественное топливо;

не соответствуют текущим трендам внешнего внутреннего вида;

не перенаправляют свои продажи в сторону ритейла.


Во второй сессии была затронута тема непосредственной цифровизации рынка продаж моторных топлив. В качестве докладчиков выступали представители компаний РусХолтс, Бензубер, ЭР Телеком, АйТи-Ойл и Яндекс Заправки.

Спикерами были представлены программные продукты, позволяющие сетям АЗС организовать свой процессинг и эквайринг через приложения, установленные на мобильные телефоны, которые прочно зашли в нашу жизнь.

По средствам существующих технологий программные решения позволяют вести индивидуальный учёт потребностей клиентов, аналитику их покупок, составлять индивидуальный портрет покупателей. На основе полученных данных оператор может создавать индивидуальные программы стимуляции продаж персонально для каждого клиента с учётом его пола, возраста, уровня дохода и других данных, доступных при использовании технологий. Эксперты отметили, что при самостоятельной заправке и оплате топлива через приложение, покупатель имеет возможность получить моментальное предложение по скидке или подарку, которое побудит его припарковать свой автомобиль после осуществления заправки и зайти в магазин или кафе при АЗС.

Использование приложений и сети на основе технологии публичного Wi-Fi позволяет оператору сети АЗС иметь прямой контакт с клиентом, оценивать его удовлетворённость и лояльность к продавцу.

В заключительных частях конференции были затронуты темы текущих тенденций развития торговли нетопливных товаров, рассмотрены ошибки, которые допускают при планировании торговых площадей, зон отдыха и приёма пищи на автозаправочных комплексах, схемы организации ритейл торговли, а также актуальные программы лояльности для клиентов.

Спикеры обратили внимание на то, что клиент в настоящее время нацелен на оптимальную трату своих средств, он не готов покупать переоценённые товары. Основная задача в текущих экономических реалиях – это не наращивание доли обеспеченных клиентов, а удержание малообеспеченных.

В заключении организаторы отметили возрастающий интерес участников рынка к обозначенным вопросам и рассчитывают на развитие подобных мероприятий с привлечением большего числа участников рынка с целью обмена полученного опыта.

Марат Муртазин специально для АИ92

СмартАЗС.jpg
Фото предоставил Марат Муртазин специально для АИ92

СмартАЗС1.jpg
Фото предоставил Марат Муртазин специально для АИ92

СмартАЗС2.jpg
Фото предоставил Марат Муртазин специально для АИ92

СмартАЗС3.jpg


Фото предоставил Марат Муртазин специально для АИ92
Комментарии