05.08.2015 10:27
Комментарии: 0
Просмотры: 1570
Россию ждет дефицит бензина, если не предоставить нефтепереработчикам новые льготы. Об этом президент «Роснефти» Игорь Сечин предупредил Владимира Путина. Его предложения, скорей всего, будут рассмотрены в октябре.
Что просит Сечин
В письме Путину, направленном 15 июля (РБК ознакомился с его копией), Сечин сетует на губительные, по его мнению, для российской нефтепереработки последствия действующего с 1 января 2015 года налогового маневра и просит Путина поддержать отрасль новыми льготами. Президент «Роснефти» констатирует убыток или, по крайней мере, «резкое падение доходности» в первом квартале 2015 года по ряду НПЗ.
По словам топ-менеджера, если не ввести дополнительные льготы, Россия может столкнуться с дефицитом бензина на внутреннем рынке до 5 млн т в год к 2017 году при сохранении нынешнего уровня потребления. Привести к таким последствиям, как следует из письма Сечина, может полная остановка проектов модернизации НПЗ крупных нефтяных компаний либо их существенное затягивание.
В качестве мер компенсации негативных последствий налогового маневра для отрасли Игорь Сечин предлагает ввести несколько новых льгот. Речь идет о субсидировании процентной ставки по займам для инвестиций в проекты модернизации НПЗ для тех компаний, которые продолжают эти проекты. Крупнейшую из программ модернизации проводит «Роснефть», подчеркивает в письме Сечин. Также глава «Роснефти» просит отказаться от индексации для таких компаний железнодорожных тарифов, не уточняя, идет ли речь только о тарифах на перевозку нефтеналивных грузов.
Отрасли также поможет введение налоговых каникул по экспортной пошлине на нефтепродукты в зависимости от глубины переработки (понижение ставки для продуктов с более высокой глубиной переработки), либо хотя бы дифференциация этих пошлин в зависимости от класса произведенного бензина, следует из письма Сечина. Он также предлагает выдавать новые лицензии на разработку месторождений нефти и газа под условие, что добытое сырье будет перерабатываться на российских заводах и затем поставляться на внутренний рынок.
Топ-менеджер также выступает за увеличение дифференциала между ставками акцизов на автомобильное топливо разных классов: он предлагает поэтапно снижать акциз на топливо евро-5 до 6600 руб. за тонну в 2016 году и до 4960 руб. за тонну с 2017 года (предложения комитета Госдумы по бюджету и налогам от начала июля — 7530 руб. за тонну на 2016 год и 5830 руб. на 2017 год. В 2015 году действует ставка 5530 за тонну).
Получат ли нефтяники льготы
Сечин просит рассмотреть все эти предложения на президентской комиссии по ТЭКу (топ-менеджер является ее ответственным секретарем), которая назначена на октябрь. На копии письма стоит написанная от руки резолюция «На октябрь» и подпись Владимира Путина. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков отказался от комментариев.
«Мы считаем, что большой налоговый маневр ставит в крайне тяжелое положение нефтепереработку в целом по стране. Маржа переработки обнуляется и даже становится отрицательной. Если государство не хочет в корне менять налоговый маневр, но желает, чтобы программа модернизации НПЗ продолжалась, и не было сокращения производства бензина в стране, то мы предлагаем ему так или иначе поддержать отрасль», — сказал РБК пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев. Содержание письма и факт его отправки он комментировать отказался. Леонтьев добавил, что индексация тарифов — важный вопрос для «Роснефти» и она последовательно выступает за их разумные размеры.
По мнению источника РБК в Минфине, предложения Сечина не будут одобрены в фискальном ведомстве. «Никаких данных о негативных последствиях для переработки нефти вплоть до убытков и закрытия заводов мы не получали. В новых пакетах льгот смысла нет, так как последствия явно преувеличены», — считает чиновник.
Представитель РЖД отказался от комментариев. «Коллегам стоит не преференции у государства за счет других участников рынка просить, а работать над собственными издержками, в том числе в нефтепереработке», — порекомендовал источник в монополии.
Будет ли дефицит
О возможном снижении переработки нефти и выпуска бензина заговорили по итогам первого квартала 2015 года, когда нефтяники проработали в условиях налогового маневра первые три месяца. «При цене нефти $60 за баррель налоговая нагрузка (на нефтяные компании. — РБК) увеличивается лишь на $0,5 с барреля нефти. Структурными последствиями маневра стали снижение объема переработки нефти и производства мазута, а также увеличение экспорта сырой нефти», — такую оценку приводил «Оперативный мониторинг экономической ситуации в России» за апрель 2015 года, составленный экспертами РАНХиГС и Института Гайдара,.
Весной о проблемах с переработкой из-за налогового маневра рассказывал источник РБК в «Башнефти»: поскольку компания в большей степени поставляет бензин на внутренний рынок и вынуждена закупать часть нефти для переработки на своих заводах, она столкнулась с ростом внутренней цены на нефть и ростом НДПИ, которые не может компенсировать за счет снижения экспортной пошлины, как другие нефтяные компании.
Директор московского нефтегазового центра EY Денис Борисов считает просьбы нефтяников о поддержке обоснованными. «Особенности формульного исчисления экспортных пошлин в России приводят к тому, что, в отличие от европейских НПЗ, при снижении цены на нефть, экономика российских заводов ухудшается, так как внутренние цены на сырье (нетбэк) снижаются в меньшей степени, чем мировая цена», — поясняет аналитик. По оценкам EY, это, наряду с «большим налоговым маневром», привело к тому, что маржа переработки в РФ для среднего завода сократилась в этом году примерно на $5–7 за баррель. «Рассмотрение вопроса об адресной корректировке параметров новой фискальной системы, особенно с учетом того, что в 2016–2017 годы условия работы в рамках «маневра» станут еще более жесткими, действительно необходимо для дальнейшего сбалансированного развития отрасли», — заключает Борисов.
Директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов считает, что дефицит бензина в России в размере до 5 млн т в год с 2017 года возможен только при условии полной остановки модернизации всех заводов «Роснефти» или ее завершения не ранее 2018–2019 годов. Если власти примут во внимание кризис и падение цен на нефть и решат отсрочить на несколько лет запрет на оборот топлива класса евро-4 в России, то бензина в стране хватит, считает Турукалов.
Людмила Подобедова, Анатолий Темкин
При участии Михаила Рубина
Комментарии