Как стало известно “Ъ”, экспорт нефти из РФ в условиях действий новых
санкций США в отношении танкерного флота, перевозящего российское сырье, в
январе снизился всего на 5,2%. При этом к середине февраля, по оценкам ЦЦИ,
суточные отгрузки нефти из портов достигли максимума с начала года на фоне
восстановления поставок в Китай. В марте объемы экспорта будут зависеть от
загрузки НПЗ и могут снизиться при выводе нескольких заводов из ремонтов.
Санкции США в отношении танкеров,
перевозящих российскую нефть, оказали ограниченное влияние на отгрузки в
январе. Экспорт из России сократился на 5,2% относительно аналогичного периода
прошлого года, до 24,4 млн тонн, сообщил “Ъ” источник, знакомый с отраслевой
статистикой. По этим данным, сильнее всего просели поставки за рубеж у ЛУКОЙЛа
— на 27,9%, до 2 млн тонн. Экспорт «Сургутнефтегаза» сократился на 13%, также
до 2 млн тонн. «Роснефть» сохранила отгрузки примерно на уровне января 2024
года — 6,6 млн тонн. «Газпром нефть» нарастила экспорт на 20%, до 1,7 млн тонн.
В нефтекомпаниях ситуацию не комментируют.
В системе «Транснефти» рост в
январе показал экспорт в направлении Европы. В Венгрию отгрузки увеличились на
9,9%, до 434 тыс. тонн, в Словакию — на 3,6%, до 420 тыс. тонн. В то же время
экспорт в Чехию снизился до 271 тыс. тонн, что на 3% ниже прошлогоднего
показателя. Транзитные поставки из Казахстана через Россию в Германию по
северной ветке нефтепровода «Дружба» выросли в 2,6 раза, до 261 тыс. тонн.
Общие поставки из Казахстана упали на 14%, до 5,7 млн тонн. В том числе
отгрузки по Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК) сократились на 16,4%,
до 5,1 млн тонн.
В феврале, по оценкам экспертов,
экспорт нефти из РФ заметно вырос.
Так, к середине месяца отгрузки
из российских портов выросли на 66,2% относительно первой недели месяца, до 487
тыс. тонн в сутки, достигнув максимума с начала этого года, подсчитали в Центре
ценовых индексов (ЦЦИ). Как отмечают эксперты, росту экспорта способствовало
улучшение погодных условий в районах плавучих хранилищ близ Мурманска и
терминала Козьмино. Поставки из этих портов с 10 по 16 февраля выросли в 2,5
раза неделя к неделе. В частности, загрузка терминала Козьмино за этот период
увеличилась почти в 1,5 раза, до 141 тыс. тонн в сутки. Экспорт из балтийских
портов вырос на 26,2%, до 183 тыс. тонн в сутки. При этом отгрузки нефти из
Новороссийска немного сократились — на 1,8%, до 53 тыс. тонн в сутки.
Февральское увеличение экспорта
эксперты ЦЦИ также связывают с восстановлением отгрузок в Китай, который сразу
после введения санкций США закрывал свои порты для танкеров с российской
нефтью. В январе из-за падения поставок из Ирана и России импорт нефти в Китай
по морю упал до 8,7 млн баррелей в сутки — минимума за последние 2,4 года, что
привело к сокращению запасов сырья, указывают в ЦЦИ. И китайские компании стали
искать способы нарастить импорт, задействуя новые схемы – например, отчуждая
портовые активы и избегая таким образом вторичных санкций.
«Ожидается, что в перспективе
больше танкеров будут выгружать партии сырой нефти ESPO в двух портах в
Дунъине, что будет способствовать стабилизации поставок российской нефти в
Китай»,— отмечают аналитики.
Тем не менее резкого роста
экспорта нефти из РФ в этом направлении в феврале они не ожидают, указывая, что
сдерживающим фактором станет увеличение китайского импорта сырья из стран
Ближнего Востока.
Также росту экспорта способствует
стабилизация ставок фрахта. К середине февраля ставки перевозки нефти нащупали
баланс, отмечает эксперт ЦЦИ Роман Соколов. Он указывает, что фрахт из западных
портов практически не изменился, слегка колеблясь на ряде маршрутов, а цена поставок
в Северный Китай снизилась — на 3,6% на Балтике и на 8,8% в Новороссийске.
Ставка фрахта из Козьмино подскочила на 26,3% относительно начала февраля, но
это связано с резким ростом экспорта на фоне улучшения погоды, отмечает он.
В марте российские нефтекомпании
могут сократить экспорт и транзит нефти через Приморск, Усть-Лугу и
Новороссийск до 1,8–1,85 млн баррелей в сутки с 2 млн баррелей в сутки,
ожидаемых в феврале, то есть на 8%, пишет Reuters со ссылкой на свои источники.
Возможное снижение отгрузок за рубеж связано с восстановлением переработки на
ряде НПЗ.
Ольга Мордюшенко
Нет комментариев