С января 2016 года Смольный больше не сможет влиять на стоимость проезда на коммерческих маршрутах в Петербурге

С января 2016 года Смольный больше не сможет влиять на стоимость проезда на коммерческих маршрутах в Петербурге из-за принятия нового закона "Об организации перевозок пассажиров", сообщил вчера на пресс-конференции председатель комитета по транспорту Александр Воробьев. По информации "Ъ", перевозчики уже намерены поднять стоимость разовой поездки, однако, по мнению аналитиков, период "свободного парения" цен продлится недолго: компаниям все же придется ориентироваться на спрос, выравнивая цены на уровень социальных маршрутов. Идея нерегулируемых тарифов для частных перевозчиков фигурирует в законе "Об организации перевозок пассажиров" (220-ФЗ), принятом в июле 2015 года. Суть инициативы в том, что до этого Смольный мог самостоятельно регулировать тариф на проезд как для так называемых социальных маршрутов, так и для коммерческих. Но если тариф для социальных видов наземного транспорта зависит от размера выделяемой субсидии и един по всему городу (сегодня это 28 рублей), то для частных перевозчиков контролировалась лишь верхняя планка платы за проезд, которая на данный момент составляет 40 рублей. Согласно новому закону, на маршрутах с так называемым регулируемым тарифом — социальных — по-прежнему будут действовать субсидии, выделяемые из городской казны. В то время как влиять на стоимость проезда на коммерческих маршрутах Смольному теперь не удастся, отметил глава комитета по транспорту Александр Воробьев. "Если субъект частично или полностью не оплачивает работу на маршруте, то он лишен права регулирования тарифа на любом виде перевозок", — пояснил чиновник, добавив, что город сможет утверждать трассировку и следить за качеством работы компаний. Всего в городе насчитывается около 300 коммерческих маршрутов. Инициатива вступит в силу с 11 января 2016 года. Впрочем, по мнению главы комитета по транспорту, право самостоятельно определять тарифы не означает автоматического подорожания проезда. В качестве примера он привел опыт Москвы, где проезд на коммерческом транспорте стоит дешевле, чем на социальном: от 30 до 33 рублей против 40 рублей. "Думаю, что новая мера приведет к понижению цен, потому что сейчас мы ведем работу по увеличению количества социальных направлений. И переход пассажиропотока на социальные маршруты заставит коммерческих перевозчиков тарифы опускать", — прогнозирует господин Воробьев. По его словам, в перспективе город и вовсе планирует отказаться от коммерческих рейсов. Когда это произойдет, он не уточнил, но отметил, что все зависит от возможностей городского бюджета. Сейчас в городе работает 387 социальных маршрутов: 145 из них обслуживает городское ГУП "Пассажиравтотранс", остальные — 15 частных компаний, крупнейшие игроки рынка — "Третий парк", ПТК, "Питеравто". С чиновником согласны и частные перевозчики, полагающие, что со временем тариф все же пойдет на снижение из-за высокой конкуренции на рынке пассажирских перевозок. "Все будет регулировать рынок. Конкуренция будет развиваться, и, безусловно, перевозчики будут стараться привлекать клиентов тарифами", — прокомментировал изменения в законодательстве представитель одной из транспортных компаний города. При этом сравнение с московским рынком он считает не совсем правильным, поскольку столичные компании не обязаны обновлять подвижной состав каждые пять-семь лет в отличие от петербургских, а это, в конечном счете, также влияет на тариф. Как сообщил источник "Ъ" в Смольном, перевозчики все-таки планируют поднять стоимость проезда в следующем году. Дело в том, что цена проезда, утвержденная в середине июля, только частично компенсирует возросшие расходы частных компаний на покупку запчастей, ОСАГО и топлива. На какую величину может вырасти стоимость разового проезда, пока неизвестно, но в среднем речь идет о 45 рублях. Генеральный директор агентства "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров также полагает, что введение нерегулируемых тарифов для частных перевозчиков на начальном этапе приведет к усилению дифференциации по стоимости проезда. Однако, по его оценке, подорожание может наблюдаться в сравнительно узком сегменте экономически малоэффективных и высокозатратных маршрутов. "В среднесрочной перспективе 2016-2017 годов рост тарифов будет ограничен платежеспособным спросом со стороны населения и уровнем издержек частных перевозчиков, которые возрастают в связи с активизацией инфляционных процессов и девальвацией рубля. Реализация оптимистичного сценария, предполагающего рост количества социальных маршрутов, может привести к вынужденному снижению тарифов частными перевозчиками в связи с рисками перераспределения пассажиропотока на социальные маршруты", — считает он. При этом вероятность картельного сговора между крупнейшими частными перевозчиками сравнительно невысока, так как она чревата рисками потери конкурентоспособности и части маршрутной сети, которые не компенсируются финансовыми выгодами от возможного завышения цен. Татьяна Дятел
Комментарии
Конфереция