Конфереция

С 15 ноября 2015 года начнут взимать плату с «12-тонников»

Систему взимания платы с грузовиков предельной массой 12 тонн запустят на всех трассах 15 ноября этого года. «Росавтодор» готовит инфраструктуру и подбирает партнеров по созданию центров информационной поддержки пользователей и установки терминалов самообслуживания. А транспортники уверены, что эти платежи составят дополнительные расходы, которые могут сказаться на стоимости перевозимых грузов для потребителей. Согласно постановлению правительства, плата за проезд по дорогам составит 3,7 руб. за 1 км — ее будут взимать с владельцев грузовиков максимальной массой более 12 тонн при проезде по федеральным дорогам общего пользования. От платы будут освобождены автобусы, спецгрузовики полиции, пожарной службы, скорой помощи и военных. Кроме того, за проезд не нужно будет платить при пользовании платными дорогами ГК «Автодор». Таким образом «Росавтодор» хочет возместить ущерб, который наносят тяжелые фуры автодорогам. Система взимания платы будет введена в эксплуатацию с 15 ноября 2015 года на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения общей протяженностью около 51 000 км во всех субъектах Российской Федерации. По подсчетам ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (ООО «РТИТС») – единого оператора, который создаст и будет обслуживать систему взимания платы с тяжелых грузовиков – система охватит порядка 2 000 000 пользователей – владельцев российских и иностранных транспортных средств. Как сообщали ранее «Ведомости», госкорпорации предстоит создать и обслуживать систему контроля минимум из 481 стационарного и 100 мобильных объектов. А также оснастить грузовики устройствами (минимум 2 млн) для определения их местонахождения. Контракт будет заключен на 13 лет и может быть продлен. Государство будет платить «РТИТС» 10,6 млрд руб. в год. По данным Минтранса и «Росавтодора», прогнозный объем выручки в 2015 году составит не менее 50 млрд. рублей. Увеличение налоговых поступлений с 2015 по 2025 годы ожидается в пределах от 13 до 19 млрд. рублей. Помимо этого, по оценкам чиновников, около 10 млрд руб. в 2015-2031 годах составит экономический эффект от предотвращенных ДТП, которые происходят из-за плохого состояния дорог. Система взимания платы будет работать следующим образом. В кабине каждой грузовой машины будет установлен специальный прибор c GPS/ГЛОНАСС-датчиком, по которому можно будет отслеживать путь большегруза. Устанавливать такие устройства будут бесплатно: по оценкам Росавтодора, понадобится около 2 млн приборов. Прежде чем начать пользоваться счетчиком, владельцу грузовика нужно будет зарегистрироваться в системе, получив расчетный счет, и положить туда деньги — они будут списываться по мере движения машин. Прибор будет передавать GPS-координаты через сотовую связь в центр обработки данных, где вычисляется траектория движения большегруза и сумма средств для списания. Для контроля на дорогах установят специальные камеры-сканеры, которые будут следить, оборудованы ли грузовики счетчиками и достаточно ли средств на счете. Для тех, кто не установит прибор, будет действовать штраф от 5 тыс. до 1 млн руб. У наблюдателей возникает резонный вопрос: «А куда же девается транспортный налог, который и предназначен для оплаты ремонтов дорог?» «Это очередной вирус от власти в организм хозяйствующих субъектов, потолочное желание собрать деньги, а что с ними будет дальше – никто не знает, а субъекты опять должны приспосабливаться», - комментировала ранее «Аи 92» эту инициативу исполнительный директор «Союза автоперевозчиков и экспедиторов Северо-Запада России» Ирина Метель. – Во-первых, владельцы большегрузного транспорта платят акциз на топливо, который идет, в том числе, и на ремонт дорог. Во-вторых, существует транспортный налог, который для большегрузов в разы больше. Вопросы: за что нужно платить еще, кто осваивает акцизы на топливо, почему введение нового налога на те же цели не отменяет транспортного налога? Власти не могут дать внятных ответов. К тому же, Россия единственная страна, у которой отсутствует паспорт дорог, поэтому, прежде чем проводить какие-либо расчеты по экономической эффективности нового налога, нужно определить какую нагрузку выдерживают дороги. Сделать это без паспорта дорог практически невозможно». Ирина Ивановна также высказала сомнение по функционалу системы ГЛОНАСС: «По этой системе никто не работает. Есть мировая практика использования тахографов, которые и предназначены для контроля и регистрации таких параметров как: скорость движения, пробег автомобиля, периоды труда и отдыха водителей. А кто будет в режиме online отслеживать машину по ГЛОНАСС, и что будет делать с полученной информацией – остается загадкой». И бизнесмены, и сами чиновники отмечают, что в результате действия постановления вырастет нагрузка на бизнес, поднимутся цены на транспортные услуги, что приведет к удорожанию грузов и, в результате, скажется и на розничных ценах многих товаров. В отношении бензина эта вероятность наиболее высока. Ведь, в дополнение к новому налогу, нефтебизнес сегодня около 70% от цены литра бензина перечисляет в качестве государственных налоговых сборов и транспортных расходов. Напомним, что налоги для нефтяных компаний составляют: 26,4% - НДПИ, 15,4% - НДС, 11,9% - акциз, 5,3% - налог на прибыль, 16,8% - расходы на транспорт и маркетинг, 10,1% - прибыль нефтяных компаний, 6,6% - себестоимость добычи нефти, 6,2% - прибыль заправок. Все затраты, которые несут нефтяные компании, закладываются в литр бензина на АЗС. Кроме того, ежегодная инфляция, повышение тарифов естественных монополий также в результате ложится на плечи потребителя в виде увеличения цены за единицу товара.
Комментарии