Конфереция

Рынок смазочных материалов ждет посевную

Вторая половина 2014-го стала для отечественной экономики худшим периодом со времен кризиса 2009-го. Также не лучшим образом чувствовал себя рынок смазочных материалов и топлива: периодически возникал дефицит продуктов, постоянно росла их стоимость и т. д. Интересно, как обстоят дела в отрасли сейчас, в преддверии посевной? С этим мы и попробуем разобраться. Рынок горюче-смазочных материалов Ндостаток топлива на АЗС, ужесточение зависимости трейдеров от нефтяных компаний, рост цен – именно таковы основные тенденции рынка горюче-смазочных материалов в 2015-м, считают эксперты. Незначительное снижение расценок на ГСМ, случившееся в начале февраля, оказалось лишь «недоразумением», которое достаточно быстро устранилось. Стоимость нефти в мире в прошлом году существенно упала, но на российских потребителях это никак не отразилось. Топливо даже дорожает. Примерно 40% цены на бензин – это налоговые отчисления. Благодаря вступившим в силу изменениям в законодательстве себестоимость продукта возрастет еще больше. Еще одним фактором, препятствующим удешевлению ГСМ, является падение курса рубля. Что касается дефицита, то эта проблема не нова. Осенью 2014-го многие автозаправочные станции вынуждены были даже останавливать работу, но Минэнерго на ситуацию практически не прореагировал. В посевную риски нехватки ГСМ у частных операторов только возрастут. Еще одним ярким свидетельством неважного положения дел в отрасли является падение маржинального дохода реализаторов: в течение послекризисных лет он стабильно находился в диапазоне 7-15%, а в 2014-м опускался даже до 3%. Рынок смазочных материалов в России Емкость отечественного рынка смазочных материалов, по подсчетам аналитиков, составляет порядка 1,7 млн тонн. Он является крупнейшим в Европе, на него приходится примерно четверть от общего объема. На протяжении всех «нулевых» (за исключением периода кризиса) и в начале «десятых» отрасль активно развивалась. Этому способствовали значительный экономический прогресс и все его производные, из которых главным стал рост благосостояния населения. Начиная с 2013-го ситуация на рынке смазочных материалов в России стала ухудшаться, а во втором полугодии стала и вовсе аховой. Как известно, главными драйверами этого сектора является активность пользователей автомобилей и техники специального назначения. В условиях разворачивающегося кризиса, который грозит быть очень жестким, люди начинают экономить на всем. Это означает, что спрос на подобную продукцию начинает перемещаться в бюджетные сегменты. Основные проблемы отрасли Существует огромное количество факторов, воздействующих на рынок горюче-смазочных материалов. Это стоимость нефти, акцизы, налоги, пошлины, тарифы на электроэнергию и газ, отток капитала из страны и т. д. Как только с любым из этих пунктов возникают проблемы, то положение дел в секторе тоже сразу ухудшается. К сожалению, в последнее время неприятные новости возникают все чаще и чаще. Впрочем, в подобной ситуации все отрасли, поэтому перейдем к специфическим проблемам. О дефиците и ценах мы уже говорили, теперь обсудим зависимость трейдеров от монополистов. Например, осенью прошлого года было замечено, что некоторые нефтяные компании, реализующие свою продукцию и через собственные точки, искусственно сдерживали удорожание розницы при росте оптовых цен. В результате маржа независимых игроков сильно падала, вынуждая некоторых даже уходить. Нефтяники же спокойно компенсировали убытки за счет опта. Такую «конкуренцию» трудно назвать честной. Отдельно о налоговом маневре Суть этого маневра состоит в увеличении налогового сбора с добычи нефти и пошаговом сокращении экспортных пошлин на нефть и ее продукты (1,7 и 1,7-5 раз соответственно). Последствия его для российского рынка смазочных материалов и топлива не очень приятны: продавать ГСМ за границу становится выгоднее, чем внутреннему потребителю. Раньше на экспорт уходил в основном дизель, но теперь, когда барьеры сняты, ситуация круто меняется, особенно с учетом нестабильности национальной валюты. Это может привести к дефициту на внутреннем рынке смазочных материалов. Кроме того, повышение налога на добычу ископаемых означает существенное увеличение его себестоимости. Соединившись, два эти фактора вызовут резкий скачок цен на ГСМ, что в нынешних реалиях для многих автомобилистов будет означать необходимость отказаться от транспортного средства. Впрочем, эксперты считают, что правительство не допустит доведения ситуации до критической. Скорее всего, удорожание нефтепродуктов будет регулироваться административным способом и не превысит пределы инфляции. Умеренный прогноз предусматривает не более чем десяти процентное увеличение стоимости нефтепродуктов в 2015 году.
Комментарии
Конфереция