Президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Александрович Аркуша направил обращение Председателю Правительства Российской Федерации Михаилу Владимировичу Мишустину с предложениями по стабилизации розничного топливного рынка Российской Федерации, ликвидации диспаритета розничных и оптовых цен и предотвращению череды банкротств независимых участников розничного топливного рынка.
Непринятие срочных мер, по словам Евгения Александровича, приведет к фактической ликвидации независимого сегмента розничного рынка нефтепродуктов в Российской Федерации. Только вот услышат-ли его или это глас вопиющего в пустыне?
Президент РТС уже неоднократно сообщал о критической ситуации на розничном топливном рынке, направлял предложения по исправлению ситуации в Правительство РФ. Однако принимаемые Правительством РФ меры не привели в соответствие динамику роста оптовых и розничных цен.
Рост оптовых цен относительно конца декабря 2020 года составил 27-30 %, в зависимости от марки нефтепродуктов, что в несколько раз превышает уровень текущей инфляции, на который выросли розничные цены.
Рост оптовых цен в течение всего 2021 года в ситуации искусственного ограничения роста розничных цен индексом инфляции привел к хронической ситуации отрицательной рентабельности розничного ритейла, в которой весь год находится целая отрасль.
К бедственной ситуации и негативным последствиям для отрасли и для потребителей Российский топливный союз неоднократно пытался привлечь внимание Правительства РФ в предыдущих обращениях, в том числе на имя Председателя Правительства РФ (исх. № 23 от 07.06.21 г.), на имя Заместителя Председателя Правительства РФ (исх. № 20 от 21 мая 2021г.).
Евгений Александрович считает, что в 2022 году ситуация может усугубиться. В соответствии с действующим Налоговым Кодексом с 1 января 2022 года повышается величина акциза на бензин и дизельное топливо, снижаются экспортные пошлины на светлые нефтепродукты. Увеличение налоговой нагрузки будет прямо перенесено в оптовые цены, а снижение экспортных пошлин, при одновременном росте акцизов, приведет к повышению уровня экспортного паритета, также влияющего на рост оптовых цен. Все это может привести к росту оптовых цен по бензину АИ-92 на европейской территории страны до 60 700 рублей за тонну.
Для приведения оптовых цен в соответствие с розничными и предотвращения банкротства предприятий топливного ритейла, РТС считает необходимым внести изменения в Налоговый Кодекс, откорректировав параметры демпфирующего механизма и налогового маневра, а также решить ряд других, давно назревших проблем.
Предложения РТС заключаются в следующем:
1. С 1 января 2022 г. вернуться к формуле расчета демпфера для автомобильных бензинов, действовавшей с 1 июля по 31 декабря 2019 г., и для дизельного топлива, действовавшей с 1 января по 31 декабря 2020 г.
2. Уменьшить до 3 и 5 процентов, соответственно, допустимый рост средней цены бензина АИ-92 и дизельного топлива на заводах европейской части страны относительно индикативной цены, при котором демпфер на нефтепродукты обнуляется.
3. Принять решение о возможности увеличения экспортных пошлин на светлые нефтепродукты при необходимости снижения уровня экспортного паритета на бензины класса 5.
4. С учетом развития ситуации на топливном рынке увеличить нормативы биржевых продаж минимум до 15 % по бензинам и до 10 % по дизельному топливу.
5. Реализовать исполнение нормы по оценке выполнения нормативов биржевых продаж без учета объемов, приобретенных в интересах нефтяных компаний и аффилированных с ними лиц в основную торговую сессию через третьих лиц.
6. Обеспечить выполнение поручения Правительства РФ от марта 2019 года о введении механизма субсидирования железнодорожных перевозок бензина и дизельного топлива в регионы Дальневосточного федерального округа.
Кроме того, в качестве дополнительных мер поддержки отрасли топливного ритейла, РТС предлагает снизить установленную для АЗС величину ставки эквайринга при расчетах за топливо с 1,5% до 0,9%, а также инициировать принятие в ускоренном порядке находящегося на рассмотрении Государственной Думы РФ законопроекта о разрешении реализации на АЗС слабоалкогольной продукции.