Конфереция

Розничный рынок топлива: "Доктор, мне все хуже и хуже"

Розничный рынок топлив России начал 2017 год как в том анекдоте: "Доктор, мне все хуже и хуже". Помимо традиционного роста акцизов и стандартного отхода от первоначальных планов налогового маневра, топливная розница получила от властных структур посыл непреодолимой силы - рост цен в рамках инфляции, которая, по прогнозам представителей властей, составит 4%.

Вертикально интегрированным нефтяным компаниям в сложившейся ситуации проще маневрировать, широкий спектр их бизнеса позволяет в итоге получать прибыль и тем самым демонстрировать политическую и социальную ответственность. А как выжить частным АЗС в изменившихся обстоятельствах? Нужны новые идеи, поскольку старые способы извлечения прибыли в новых реалиях не всегда срабатывают, свидетельствует опрос участников рынка, подготовленный "Интерфаксом".

ВСТУПАЯ В УБЫТОЧНУЮ ЗОНУ

Факторы, которые приходится учитывать розничному рынку России, масштабны и многогранны. Этот рынок отталкивается от уровня мировых цен на нефть, абсорбирует проблемы российской экономики, и, проходя через бизнес конкретной компании, финализируется в цене топлива на АЗС. В 2017 году топливная отрасль РФ вошла в пору переформатирования, а розница рискует попасть в зону убыточности, считает ведущий аналитик трейдера "Алгоритм Топливный интегратор" Виктор Костюков.

"За счет сокращения экспортных пошлин у нефтяных компаний резко повышается мотивация к экспорту сырой нефти и настолько же, но уже с отрицательным знаком, сокращается прибыльность переработки нефти для внутреннего потребления. То есть внутренний рынок для нефтяников становится обузой. Кажется, дай волю нефтяным компаниям и некоторые из них, особенно из числа не успевших вовремя провести свои НПЗ на безмазутовое производство, готовы с чувством облегчения избавиться от нерентабельного бизнеса", - рассуждает он.

По словам В.Костюкова, проблема внутреннего рынка топлива заключается в "ножницах" цен. Оптовые цены формирует рынок на бирже СПбМТСБ, а розничный рынок, как бы не гуляли оптовые цены, регулируется по принципу "инфляция минус". "Вышеупомянутые "ножницы" вымывают с рынка сети независимых АЗС, потому что у этого вида бизнеса всего один центр рентабельности - это собственные заправки. Обычно проблемы у участников рынка возникали в летнюю пору, когда сезонность высокого спроса разгоняла оптовые цены до розничных. Но в остальное время года розничная маржа возвращалась в комфортный для владельцев АЗС уровень - порядка 20%, а порой и 30%. В 2015-2016 гг. средняя маржа по году для розничной торговли бензином Аи92 держалась на уровне 14-16%. Новая конфигурация экспортных пошлин выведет розничную торговлю в убыточную зону надолго, на весь 2017 год", - считает В.Костюков.

С ним согласен генеральный директор агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов. Он отмечает, что среднегодовая маржа московских АЗС по бензину Регуляр-92 в 2016 году снизилась на 2 п.п. и составила 16,8%. В начале 2017 года маржа московской АЗС по бензину Регуляр-92 снизилась до 13,5%. "Маржа по бензину в начале года на уровне 13% - это мало. В этом расчете учтены затраты на доставку товара по железной дороге до подмосковной нефтебазы, однако не учитываются стоимость хранения нефтепродуктов, их доставки бензовозами до АЗС и операционные издержки АЗС. Эти неучтенные статьи расходов "съедают" значительную часть маржи, в итоге можно констатировать, что независимые АЗС уже продают в убыток бензин Регуляр-92 и имеют незначительную прибыль по Премиум-95", - подсчитывает М.Турукалов.

Генеральный директор ОАО "Солид - Товарные рынки" Илья Мороз отмечает, что частные АЗС стали заложником принятых на государственном уровне решений: "Государство фактически вмешалось в процесс ценообразования, и это очень неприятно для розницы. Что происходит? На оптовом рынке цены резко растут, а розничный рынок регулируется государством. Независимая розница в таких условиях просто "рвется", она не может позволить себе купить оптом нефтепродукты дорого и продавать в розницу дешевле, в убыток себе. Крупные вертикально интегрированные компании могут, поскольку имеют повышенную маржу на оптовом рынке, и просто переносят центр прибыли. Выдержать конкуренцию с большими компаниями частникам очень трудно".

ЦЕНА НА АЗС - СОЦИАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

Отраслевые эксперты с сожалением отмечают - цена на АЗС стала социальным показателем, "подобно ценам на газ, на электричество, на сахар или гречку". Так, вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, курирующий ТЭК, заявлял - крупные российские нефтяные компании выполнят свои обязательства по поставкам нефти на внутренний рынок, и цены на бензин не будут расти в 2017 году выше инфляции. "Мы не ожидаем какого-то большого роста цен на бензин - в пределах инфляции",- прогнозировал А.Дворкович.

Развивая тему социальной ответственности на топливном рынке, заместитель главы Минэнерго Кирилл Молодцов, пресекал мнения о большом росте цен на бензин в РФ в 2017 году: "Необходимости ручного режима не вижу. Все разговоры о возможной динамике роста цены - это провокация, попытка дернуть рынок, а не тенденция. Отрасль консолидированная, мы слышим друг друга, понимание есть", - давал установку К.Молодцов.

Исполнительный директор "Российского топливного союза" Григорий Сергиенко считает, что непревышение роста цен в сравнении с инфляцией "достигается за счет различных факторов, в первую очередь, административных, но только не экономических". "Происходящие ценовые метаморфозы предопределены различием в конечных экономических целях ведения розничного бизнеса ВИНКами и независимыми владельцами АЗС. Первым доходность розничного бизнеса, в основном, не важна, поскольку основной доход при реализации нефтепродуктов ВИНКи получают в оптовом и мелкооптовом звеньях А независимые владельцы вынуждены приспосабливаться в условиях недобросовестной ценовой конкуренции, чтобы как-нибудь получить приемлемый доход и выжить", - говорит он.

РЕГИОНЫ ДЕРЖАТ ОБОРОНУ

Отмечается новая тенденция на розничном рынке - если раньше были распространены покупки ВИНКами независимых игроков, то теперь независимая розница просто вымирает. При этом ВИНКи расширяют сферу своего влияния на всех видах топливного рынка.

Генеральный директор ЗАО "Рос-Трейд" Юрий Федоров считает, что рынок может покинуть не менее 20% независимых участников. Существенная часть независимых находится в предбанкротном состоянии по итогам прошедшего года. Он отметил, что видит два пути выживания. "Первый - кооперация с нефтебазой, доступ к оптовым ценам. Второй - новые технологии. Одни знакомые с Урала внедряют платежную систему, интегрированную со смартфонами. Моя компания строит сеть Автоматических мобильных топливозаправочных станций - банкоматов для топлива. В жизни всегда есть место для подвига. И он неплохо оплачивается", - так смотрит в перспективу Ю.Федоров.

В Челябинском УФАС "Интерфаксу" сообщили, что на региональном рынке розничной продажи бензина и дизтполива практически не осталось крупных участников, независимых от "Газпром нефти" (MOEX: SIBN), "ЛУКОЙЛа", "Башнефти" (MOEX: BANE).

Президент Владимирской областной топливной ассоциации Рустам Вишняков основной причиной, способствующей ухудшению ситуации, считает именно монополизацию. "Ведь в стране, по сути, всего три крупных нефтяных компании - "Роснефть", "Газпром нефть", "ЛУКОЙЛ" (MOEX: LKOH). Директор сети "Хорос" (11 АЗС), работающей в Новосибирской области, Сергей Фабричный называет непосильной конкуренцию с "Роснефтью" (MOEX: ROSN) и "Газпром нефтью" в регионе.

Исполнительный директор ООО "Ирбис" (входит в ассоциацию "Прогресс", Ростовская область) ждет значительного сокращения частных АЗС в регионе. "Причем, сокращение будет происходить не путем перехода из одной структуры в другую, а именно путем закрытия ряда АЗС как нерентабельных. В Ростовской области примерно 2/3 АЗС - частные. Частники, имеющие одну-две станции, на грани исчезновения. Особенно те, которые работают в сельской местности", - говорит собеседник агентства.

Заместитель генерального директора АЗС BVB в Екатеринбурге Владимир Буряк считает, что количество независимых АЗС в Свердловской области снизилось до критического уровня. "Сейчас можно назвать только порядка трех более-менее крупных независимых операторов рынка. Еще несколько лет назад у нашей компании было четыре собственных АЗС, три из них мы продали более крупным сетям из-за того, что бизнес стало вести невыгодно", - отметил В.Буряк.

По его словам, в настоящее время BVB владеет одной АЗС. Она представляет из себя автозаправочный комплекс, где наибольшую прибыль приносит автосервис. "Со временем приходится перепрофилироваться - делать акцент на автосервисные услуги и автомагазин. Заправка теперь работает лишь для поддержки. Наценка у нас для выживания: на дизель всего 5%, на бензин - в пределах 10-15%", - добавил В.Буряк.

КАК ВЫЖИТЬ -1: ЧАСТНЫЕ ВАРИАНТЫ

Частники понимают, чтобы пережить очередные смутные времена, нужно принимать управленческие решения.

Вот вариант ООО "Воронежская топливная компания": "В связи со снижением маржинальности бизнеса мы вынуждены постоянно работать над издержками, следить за новыми тенденциями в энерго- и тепло- сбережении, активно развивать сопутствующий бизнес (реализация товаров через минимаркет при АЗС, услуги автомойки и кафе)".

Один из участников рынка Ивановской области рассказал, что его компании удается держаться на плаву за счет договоров с несколькими предпринимателями. На контракты, в частности, муниципальные надеется и заместитель директора по коммерции сети АЗС ООО "Простор" (ХМАО) Анатолий Завражнов: "У нас заправляется много муниципальных организаций. В общем обороте величина госконтрактов достигает 30%. А у них цены - фиксированные. В итоге при увеличении акцизов для бензина и дизтоплива есть риск сработать в ноль, а то и в минус. Это очень опасно. Если ситуация станет критичной, планируем искать новые рынки закупок, снижать расходы, а также оптимизировать все затраты".

Президент "Независимого топливного союза" Павел Баженов старается "придерживаться точки зрения здорового пессимизма". "Конечно, наши предприниматели - ребята живучие, поэтому говорить о массовой гибели независимых АЗС, как вида, не приходится. Осознавая весь корпус нависших проблем над рынком топливной розницы, мы все же верим в наше предпринимательское сообщество, которое и раньше выходило из большого количества сложных ситуаций. Ряд предпринимателей, занятых в секторе независимой топливной розницы, умудряются даже конкурировать с крупными игроками на локальном уровне", - говорит он.

Независимые участники топливного рынка будут объединяться, чтобы сообща отстоять свое право на свое существование, считает П.Баженов. "Благодаря эффекту масштаба интеграция разрозненных активов независимых компаний в единую систему способна оптимизировать процесс и условия оптовой закупки топлива и сопутствующих товаров, существенно снизить операционные и логистические издержки, создать мощный единый розничный бренд, открыть доступ к финансовому ресурсу совершенно иного масштаба, а также выстроить систему клиентской лояльности. Кооперация в любом случае даст мощный синергетический эффект. На наш взгляд, это единственный верный путь к получению существенных экономических выгод, а также реальная возможность совершить качественный прорыв на рынке. Что не раз подтверждено мировой и отечественной практикой. Все остальное - полумеры", - заявляет глава "Независимого топливного союза".

КАК ВЫЖИТЬ -2: ВЕРСИЯ ФАС

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не склонна считать, что наступивший год станет для независимых АЗС кардинально сложным по сравнению с предыдущими периодами. "Год, как обычно, будет непростым. Но с нашей точки зрения, проблемы независимых АЗС заключаются в проигрыше маркетинговой политики. Если сравнить так называемый "пролив" ВИНК и частных компаний, то за некоторым исключением можно констатировать - частники проигрывают, потребители не спешат заправляться у них. Связано это со многими причинами, вот только две из них: агрессивная реклама ВИНК (которые имеют на это средства) и возможность ВИНКов инвестировать в развитие на заправках дополнительных сервисов (на что у частников не всегда хватает денег)", - говорит начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин.

Независимым пора всерьез озаботиться вопросами развития, одна из вариаций - налаживание взаимоотношений-франшиз, например, с международными брендами, считают в ФАС. "У нас есть положительный опыт Shell. Наверняка, есть еще какие-то европейские, североамериканские, международные торговые компании, готовые зайти на российский рынок. Нужно сделать так, чтобы иностранцам было интересно в российской рознице. Возможно, для частных АЗС это определенный выход в сложившейся ситуации", - рассуждает Д.Махонин.

Shell на данный одна из немногих иностранных компаний, работающих на российском розничном рынке. В последние годы она начала развивать франчайзинговую систему, договариваясь с небольшими независимыми сетями о модернизации и переводе заправок под бренд компании. Причем, если в начале работы в российской рознице Shell позиционировала этот вид деятельности скорее как имиджевый, то в последние годы розница стала полноценным, доходным бизнесом Shell в России. При этом Shell заявляет, что намерена увеличивать инвестиции в этот сегмент и до 2020 года собирается удвоить количество заправок в РФ - с 230 до примерно 500 АЗС. Как сообщили "Интерфаксу" в Shell, Россия является одним из ключевых рынков для развития сети АЗС. Компания продолжает увеличивать сеть своих АЗС в России не только за счет прямых инвестиций, но также за счет привлечения надежных локальных партнеров.

НЕЗАВИСИМЫМ - ЖИТЬ!

Начальник управления контроля ТЭК ФАС Д.Махонин тоже не прогнозирует в 2017 году кратного роста скупок ВИНКами частных автозаправок. "Какого-то колоссального роста скупок АЗС мы не ожидаем. Во-первых, кто был ликвиден и мог продаться - уже это сделал. Остались те независимые, которые либо сами успешно развиваются и не хотят продаваться. Либо те, кто мало инвестировал в себя в последние годы и теперь не выдерживает конкуренции - такие активы ВИНКИ оценивают очень сдержанно", - говорит представитель ФАС.

Еще одним важным фактором спокойствия на рынках покупок и продаж антимонопольное ведомство называет получения "Роснефтью" контроля над "Башнефтью". У "Башнефти" были амбициозные планы по приобретению до порядка 600 заправок. Эти сделки ФАС оценивала и согласовывала, но в итоге они не состоялись. "Роснефть", по данным ведомства, не поддержала планы "Башнефти" по активному расширению ее розничной сети. "Что касается активности других крупных ВИНК, то мы можем ждать покупок АЗС от "Газпром нефти", ряд сделок мы им уже согласовали, например, в Пермском крае. Есть точечные приобретения у "Роснефти", но они касаются в основном Московского региона. От "ЛУКОЙЛа" мы не видели ходатайств на приобретения активов в этой сфере", - рассказал Д.Махонин.

Комментируя цены на топливном рынке, он отметил, что "здесь придется приложить максимум усилий", особенно в условиях несбалансированной налоговой политики, когда уже несколько раз был отход от первоначальных условий налогового маневра, а акцизы повышались незапланированно. "Больше всего наши опасения вызывает тот факт, что внутренний рынок в связи со снижением таможенных пошлин стал более чувствителен и зависим от внешнеэкономической ценовой конъюнктуры. Даже при сегодняшней цене на нефть внутренний рынок при низком спросе остро реагирует на выгодность экспорта", - подчеркивает собеседник агентства.

Еще одной важной задачей ФАС считает отсутствие достаточной маржинальности для нефтепереработки в РФ. "Получается, мы модернизировали НПЗ, а сейчас часть из них простаивает. Это неправильно. Надо мотивировать производство в стране, а не заниматься экспортом нефти", - подчеркивает Д.Махонин.

Кроме того, в 2017 году ФАС намерена активно развивать организованную мелкооптовую торговлю. Здесь важную роль сыграет проект "Транснефти" (MOEX: TRNF), которая становится оператором товарных поставок нефтепродуктов на СПбМТСБ - компания получит возможность "перекладывать с карточки на карточку" товар по всей длине своих нефтепродуктопроводов, экономя на логистических издержках, тем самым обеспечивая конкурентные спрос и предложение. Также реализуется программа развития биржевой торговли в мелком опте с "Роснефтью, "Газпром нефтью" и некоторыми частными компаниями. Ее задача - расширить доступ к товару, а также максимально вывести из тени мелкий опт, пока являющийся трудно контролируемым из-за отсутствия рыночных ценовых индикаторов. Так же в задачах ФАС улучшение биржевой торговли крупным оптом.

"Очень надеюсь, что в результате всей этой работы те, о ком мы всегда заботимся - независимые АЗС - будут чувствовать себя более-менее уверенно в течение еще одного сложного для топливного рынка года", - резюмирует Д.Махонин.

Комментарии