11 марта сотрудники силовых структур при поддержке ФСБ провели в офисах холдинга «Фаэтон» обыски. Визиты силовиков уже не являются каким-то новым событием для рынка. С 2009 года идёт банкротство структур «Фаэтона», претензии к ним предъявляли полтора десятка банков, нередко сопровождая их поддержкой компетентных органов. Несмотря на достаточно креативный способ управления компанией, благодаря которому, по нашему мнению, «Фаэтон» сумел сохраниться и остаться практически единственным независимым оператором на рынке Петербурга, ситуация последних лет на топливном рынке не смогла помочь компании избежать финансовых проблем. «Фаэтон» один из последних могикан, канувших в Лету гигантов рынка.
Еще два года назад лидерами топливного рынка Петербурга и Ленинградской области были Лукойл и Петербургская топливная компания. Причем ПТК представляла так называемый независимый сектор, в который также входили Несте, Шелл, Фаэтон, Линос и Выборгская топливная компания (ВТК). Ситуация на оптовом рынке в 2018 году привела к 8-ми месячной отрицательной маржинальности на рынке розничной торговли топливом, которую не смогли пережить ПТК и Несте, продав свой розничный бизнес нефтяным компаниям Роснефть и Татнефть соответственно. И, если бренд Несте сохранится на берегах Невы еще почти 4 года, то бренд ПТК исчезнет из города уже до конца этого года. Проблемы остались и у двух других операторов.
В апреле 2019 года на ООО «Компас-строй» (нефтебаза в Назии), по информации СМИ, входившее в единую группу компаний «Линос» (одноименная сеть из около 40 АЗС), налоговая подала заявление о банкротстве, из-за чего у компании начались перебои с обеспечением топливом собственной сети. И без того слабые позиции компании на рынке были окончательно подорваны. В июле этого-же года ВТК выставила на продажу свои последние активы, после чего ее розничный бизнес фактически завершился.
Единственным независимым оператором Петербурга, который не просто остался на рынке, но и совершил гигантский рывок в развитии, стала компания Шелл-Нефть. В июле 2019 года состоялась встреча Президента России Владимира Путина с исполнительным директором концерна Royal Dutch Shell Беном ван Берденом, где последний пообещал увеличить сеть заправок с 300 до 560 в течение 5 лет, открывая еженедельно одну заправку. По нашей информации, компания успешно выполняет планы и сегодня в России имеет сеть из почти 380 АЗС.
Случайно или нет, но с 2018, кризисного для отрасли года, существенно изменился и состав регуляторов – Минэнерго и ФАС. В марте 2018 года заместителем Министра энергетики назначен Павел Сорокин, а 6 июля 2018 года заместитель Министра энергетики Кирилл Молодцов, курирующий топливный рынок в Минэнерго, освобожден от занимаемой должности, назначен помощником главы Администрации Президента РФ и теперь курирует Аппарат Президентской комиссии по ТЭК. Фактически Павел Сорокин полностью взял на себя полномочия Кирилла Молодцова в Министерстве в части топливного рынка и вывел рынок из кризиса 2018 года, рекомендуя Правительству в лице Дмитрия Козака принятие нестандартных решений, таких как подписание с нефтяными компаниями Соглашений о стабилизации цен и объемов поставок на внутренний рынок, механизм демпфирования и другие.
2019 год был относительно спокойным в плане кадровых перестановок. Но в январе 2020 года Президент Владимир Путин подписал указ о назначении бывшего вице-премьера Дмитрия Козака, курировавшего ТЭК, заместителем главы Администрации Президента, назначив вместо Козака Юрия Борисова – нового человека для топливной отрасли. Вскоре, 6 февраля 2020 года, Владимир Путин назначил временно исполняющим обязанности губернатора Пермского края Дмитрия Махонина, бывшего начальника Управления контроля топливно-энергетического комплекса и химической промышленности ФАС России, который от регулятора контролировал топливный рынок и принимал непосредственное участие в его стабилизации и развитии. На его место назначен бывший руководитель УФАС Москвы Армен Ханян. Непосредственный руководитель Махонина – заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин – с февраля перестал курировать ТЭК в рамках своих полномочий, но остался председателем Биржевого комитета при ФАС. Таким образом, за последние 2 года во всех регуляторах рынка ТЭК поменялись кураторы. Территориальные управления ФАС имеют важное значение для анализа и контроля рынка, но все же регулятивную роль на топливном рынке играют организации федерального уровня.
В материалах АИ92 от 11.03.20 г. и от 12.03.20 г. мы писали о тенденциях появления на рынке двух новых сетей АЗС. Может быть это станет индикатором перелома тренда на розничном рынке независимых АЗС?