Основные риски роста цен будут сосредоточены в мелкооптовом сегменте
Сергей Терешкин
Основатель и генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов и сырья
OPEN OIL MARKET
На топливном рынке продолжается
затишье. По данным Росстата, к 17 марта 2025 г. накопленный прирост цен на
автомобильный бензин достиг 1,5%, а на дизельное топливо — на 1,1%. Для
сравнения: инфляция за тот же период составила 2,3%.
Прирост розничных топливных цен
пока что остается в границах инфляции. Поэтому разрешение на экспорт бензина,
скорее всего, останется в силе и в апреле 2025 г.
Серьезных рисков для ускорения
цен в рознице пока что нет. С одной стороны, текущая ценовая динамика косвенно
свидетельствует о том, что в первые месяцы 2025 г. в производстве
автомобильного бензина не происходило резких скачков, которые бы могли повлечь
за собой риски дефицита. С другой стороны, российские производители топлива
получают существенные субсидии, которые увеличивают маржу нефтепереработки.
По данным Минфина, объем субсидий
по итогам первых двух месяцев 2025 г. увеличился на 21% в сравнении с
аналогичным периодом 2024 г. (до 662 млрд руб.). Сюда относятся выплаты по
демпферу, призванные компенсировать недопоставки топлива на экспорт, а также
субсидии по обратному акцизу и инвестнадбавке, которые привязаны к уровню
модернизации НПЗ.
Значимых колебаний не будет и в
биржевом сегменте. Согласно текущим нормативам, нефтяники должны реализовывать
на бирже 15% выпускаемого бензина и 16% — дизельного топлива. Котировки топлива
на СПбМТСБ учитывается в выплатах по демпферу, и это будет сглаживать рост
биржевых цен.
Поэтому основные риски будут
сосредоточены в мелкооптовом сегменте. Речь идет о поставках топлива с НПЗ и
нефтебаз грузоперевозчикам и сельхозпроизводителям. На этот сегмент не
распространяются правила демпфера, поэтому здесь прирост цен, скорее всего,
будет выше инфляции.