Рост цен на топливо заморозят пошлинами

Минфин внес в правительство законопроект, дающий кабмину право повышать экспортные пошлины на бензин, дизтопливо и керосин до уровня в 90 процентов от пошлин на нефть. По мнению экспертов, только такая мера и позволит удержать от повышения цены на бензин. Но вот снизить стоимость литра уже не удастся. По мнению директора департамента налоговой и таможенной политики минфина Алексея Сазанова, которое он высказал в комментарии информагентствам, возможность повышения экспортных пошлин до практически запретительного уровня является необходимым для "оперативного реагирования на изменение цен". Он проинформировал, что кабинет министров сможет применять механизм пошлин в случае, если нефтяные компании не будут соблюдать свои обязательства по поддержке цен на топливо на внутреннем рынке на том уровне, который необходим для заморозки цены в рознице. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) тем временем уже возбудила дела в регионах из-за роста цен на бензин, стоимость которого с марта 2018-го выросла на 17 процентов, а средняя стоимость литра горючего, по данным Росстата, уже достигла 43 рублей 43 копеек. "Федеральная антимонопольная служба усилила антимонопольный контроль в регионах, в особенности на Дальнем Востоке. В настоящее время ФАС выдала семь предупреждений о недопустимости нарушений антимонопольного законодательства на рынке нефтепродуктов, возбуждены дела в ряде регионов и направлены рекомендации производителям о необходимости соблюдения правил поведения на рынке", рассказали "Российской газете" в ведомстве. Правительство уже внесло свой вклад в дело стабилизации цен на топливо: с 1 июня текущего года снижены акцизы на бензин и дизельное топливо на 3 и 2 тысячи рублей за тонну соответственно. Акцизы также не будут повышаться на 700 рублей с 1 июля, как это планировалось ранее. Мера необходимая, тем более в Банке России уже предупредили о том, что из-за роста стоимости топлива и инфляция, которая сейчас составляет 2,4 процента в годовом выражении, может ускориться на 0,2 0,4 процентных пункта. При этом поставлять за рубеж нефть и нефтепродукты вместо того, чтобы оставлять их на внутреннем российском рынке, отправляя на НПЗ и насыщая рынок товарным топливом, все равно пока выгодней, объясняет суть проблемы с ростом цен на моторное топливо исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. "С мая 2017 года по май 2018 года цены на нефть выросли чуть более чем в 1,5 раза с 49 до 74 долларов за баррель российского сорта Urals. При этом курс рубля к доллару, наоборот, снизился с 57 до 62 рублей май к маю. В результате мировые цены на нефть и экспортные продукты ее переработки (дистилляты), если их пересчитать в рубли, увеличились в 1,6-1,7 раза", напоминает эксперт. Понятно, продолжает он, что в этой ситуации "корзину нефтепродуктов" за рубеж продавать гораздо выгодней, чем оставлять в качеcтве моторного топлива на внутреннем рынке. "Тем более что размер экспортной пошлины на нефтепродукты на данный момент составляет всего 30 процентов от размера пошлины на нефть", подчеркивает Сергиенко. По его мнению, угроза роста экспортных пошлин на нефтепродукты может стать достаточно эффективным методом для того, чтобы у заинтересованных представителей отрасли "отпала охота вывозить и продавать топливо за рубеж по более высокой цене". Однако, продолжает он, "введение пошлины фактически угнетает нефтепереработку и у нефтяников появляется стимул вместо них гнать за рубеж не продукты нефтепереработки, а сырую нефть". Эксперт считает, в ситуации с ценами на бензин сейчас получается своего рода замкнутый круг: зафиксировав розничные цены на уровне 30 мая, мы зафиксировали ситуацию, весьма убыточную для розницы, так как на тот момент оптовые цены были максимальны и были выше розничных примерно на 2 с лишним рубля. Для розничных независимых продавцов это катастрофа и они ждут разрешения ситуации. "Надо как-то понизить оптовые цены, но каким образом это можно сделать?", задает встречный вопрос Сергиенко. Для нефтяников снижение оптовых цен означает рост издержек, так как придется увеличивать предложение на бирже. "Нужен стимул. Экономического в виде снижения акцизов недостаточно цены на бирже сегодня стоят. Чтобы найти дополнительные ресурсы топлива, которые можно послать на биржу, нужно включать административный ресурс, но в рыночной экономике это не очень логично. А повысить розничные цены нельзя они заморожены", резюмирует исполнительный директор Российского топливного союза.
Комментарии
Конфереция