Мария Соколова
С 1 марта по 31 августа 2025 года вводится запрет на экспорт бензина.
Все для того, чтобы топлива в России было в достатке и цены на заправках не
росли как на дрожжах. Но получится ли?
Несмотря на колоссальные запасы
нефти, Россия занимает лишь 15-е место по доступности топлива среди 32 европейских
стран. На среднюю зарплату в 2024 году можно было купить только 1242,6 л
бензина. Это, конечно, намного лучше, чем в Молдавии (521,1 л), но хорошо бы
ориентироваться на лидеров. В Люксембурге зарплаты хватает на покупку 2731,4 л
бензина, в Великобритании — на 2244,3 л, в Австрии — 2064,9 л.
Но сделает ли запрет на экспорт
топлива бензин и дизель в РФ доступным? «НИ» изучили историю запретов и нашли
ответ.
Первый успешный опыт запрета на экспорт топлива
Запрет на экспорт топлива — мера
в РФ не новая. Впервые полный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива
был введен 21 сентября 2023 года. Продержался он до 17 ноября 2023-го.
Ситуация на топливном рынке тогда
была близка к катастрофической: рост котировок начался в самом начале 2023
года. К середине сентября биржевые цены на АИ-92 выросли в 2,1 раза и достигли
70 372 рублей за тонну. Грузоперевозки, сельскохозяйственные работы оказались
на грани срыва.
Тогда закрытие границ для топлива
оказало чудодейственное влияние: через два месяца за тонну 92-го бензина давали
уже 38 690 рублей. Дизельное топливо двигалось по похожей траектории.
Отследить все скачки биржевых
котировок по ценам на заправках невозможно — в рознице цены меняются намного
медленнее. Зато оптовики, включая сельскохозяйственные организации, моментально
замечают разницу, поскольку закупают топливо напрямую у крупных поставщиков. И
вместе с этим повышают цены на свою продукцию.
Ограничение экспорта оказалось
действительно полезным: в рознице на заправках за 2023 год АИ-92 подорожал с
49,13 рубля до 52,5 рубля за литр. АИ-95 аналогично вырос в цене с 52,89 рубля
до 56,63 рубля. Подорожание на 6,9% за год — очень неплохо, особенно на фоне
двукратного роста цен на бирже.
Как запрет на экспорт бензина стал обыденностью
Весной 2024-го вновь возникла
необходимость в ограничительных мерах: из-за поломки на Нижегородском НПЗ
снизилось производство бензина, ВСУ периодически атаковали дронами
перерабатывающие заводы, а впереди ждал сезонный рост спроса на топливо. И 1
марта вновь был введен полный запрет на экспорт бензина.
Вот только нефтяники на этот раз
уже были готовы к такому повороту событий: бензин на бирже подешевел на
считаные рубли. А с 20 мая запрет и вовсе был ослаблен: разрешение на экспорт
получили НПЗ и их владельцы. Главное, чтобы поставки за рубеж были
контролируемыми. Так продолжалось до 1 августа 2024 года.
Эта поблажка привела к увеличению
биржевых цен на 92-й бензин на 22% — до 56 756 рублей за тонну. А на заправках
за это время топливо подорожало на 4,2% — до 53,35 рубля.
На этом чехарда с запретами не
остановилась: до конца 2024 года вновь действовал полный запрет на экспорт,
который сбил биржевые котировки до 53 810 рублей за тонну и придержал рост
розничных цен.
Почему бензин подорожает в 2025 году
А с начала 2025 года вновь
действует частичный запрет. То есть его просто продлили. И для автомобилистов
это плохие новости. Как показывает практика, заметный эффект оказывает только
полное эмбарго на вывоз топлива. Запрет, распространяющийся на перекупщиков, в
лучшем случае только замедляет рост цен.
К тому же нефтеперерабатывающие
заводы в прошлом году так и не смогли восстановить былые объемы производства.
За 2024 год выпуск бензина в стране сократился на 6,4%, дизеля — на 7,4%. На
каких-то заводах затянулся плановый ремонт, какие-то встали из-за неплановых
аварий.
Подливает масла в огонь само правительство:
с 1 января 2025 года повышены акцизы на нефтепродукты. На бензин АИ-95 сборы
выросли на 9,2% — до 17 088 рублей за тонну, а на дизель — на 11,8%, до 12 120
рублей за тонну. Теперь в каждом литре бензина зашиты акцизы на 12,5 рубля.
В итоге бензин АИ-92 на заправках
в среднем по стране подорожал до 56,15 рубля за литр, АИ-95 — до 60,33, а
дизель — до 70,36 рубля за литр. А дальше будет еще дороже.