Сергей Тихонов
Рост цен на дизельное топливо (ДТ) на АЗС в этом году (2,4%) пока
более, чем в два раза отстает от средней инфляции (4,91%). При этом все марки
бензина уже вплотную приблизились к ее уровню. Но традиционно бензин дорожает с
конца весны и летом, что и произошло, а стоимость ДТ быстро растет в конце лета
и осенью, и едва ли исключением будет этот год.
В рознице подорожание топлива
разных марок ограничено инфляцией, и едва ли какая-то компания захочет привлечь
к себе внимание Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Но в опте есть вероятность, что
сезонное подорожание ДТ будет происходить по "бензиновому" сценарию,
где основной рост цен пришелся на марку бензина АИ-95. Также может случится с
зимним дизелем. Впрочем, у правительства есть инструменты для сдерживания роста
цен.
Подорожание бензинов уже привело
к возобновлению запрета на их экспорт с 1 августа. В отношении ДТ, по словам
вице-премьера Александра Новака, такая мера пока не рассматривается.
Для дизеля запрет на экспорт
будет крайней мерой, поскольку его в России производится в два раза больше, чем
потребляется на внутреннем рынке. Половина уходит на экспорт. Для сравнения,
почти 90% производимого в стране бензина реализуется в России, и только около
10% отправляется за границу. Из нефтепродуктов ДТ - наш основной экспортный
товар. Поэтому запрет на экспорт ДТ возможен только в экстренном случае и на
недолгий срок. Иначе произойдет затоваривание рынка, как результат спад объемов
нефтепереработки. Не случайно прошлой осенью полный запрет на экспорт ДТ
проработал всего две недели.
В беседе с "РГ"
зампредседателя Комитета ГД по энергетике Юрий Станкевич высказал мнение, что
сейчас для роста оптовых цен на ДТ в связи с началом активной стадии
сельхозработ нет объективных экономических предпосылок: во-первых, мировые цены
на нефть в течении последнего месяца снизились более, чем на пять процентов,
тенденций к обратной динамике не прослеживается, во-вторых, основные параметры
налогообложения нефтепереработки и нефтепродуктообеспечения остались прежними.
Но рост спроса на ДТ в опте, как
правило начинается в десятых числах августа, а через некоторое время
ретранслируется в розницу. По Росстату, в прошлом году к 31 июля ДТ подорожало
на АЗС с начала года на 0,6%, отставая по темпам от бензина в 8 раз, а уже ко 2
октября дизель перегнал бензин, подорожав - на 11,1%
Как отмечает заместитель
председателя набсовета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев,
цены на дизель в сезон, то есть в конце лета - начале осени, растут быстро.
Потом в октябре на смену летнему дизелю приходит зимний, который априори
дороже. Но этот процесс очень неравномерный по регионам. На юге зимний используется
меньше, на севере - больше. На АЗС разница между зимним и летними сортами ДТ
составляет, как правило, два-три рублей за литр. Но разлет цен зависит от
многих факторов, к примеру, от цены керосина, который часто используется для
производства дизеля, незамерзающего при низких температурах.
По словам генерального директора
маркетплейса нефтепродуктов и сырья OPEN OIL MARKET Сергея Терешкина, рубеж
августа и сентября традиционно является периодом роста цен на ДТ, не станет
исключением и нынешней год. Основной прирост будет наблюдаться не на бирже, а в
мелкооптовом сегменте, где во время прошлогодней уборочной кампании цены
доходили до 100 тыс. рублей за тонну. Цены на бирже тогда лишь ненадолго
превысили отметку в 75 тыс. рублей за тонну, уточняет эксперт.
На АЗС разница между зимними и
летними сортами дизеля составляет, как правило, два-три рубля за литр
Есть у зимнего ДТ еще одно
сходство с бензином АИ-95. Биржевая цена зимнего ДТ также не учитывается в
условиях для выплат по демпферу. Они компенсируют часть разницы между
индикативной ценой топлива, установленной государством, и его экспортной ценой.
Выплачивается он из бюджета нефтяникам за оптовые поставки топлива на
внутренний рынок с отклонением от индикативной цены (установленной
государством) не более 10% для бензина и не более 20% - по ДТ. И для бензина в
расчет берется только цена АИ-92, для ДТ - летний сорт.
Как отмечает эксперт по энергетике
Кирилл Родионов, нефтяники ищут лазейки, которые бы позволяли повышать
маржинальность производства и сбыта нефтепродуктов без угрозы потери субсидий и
запретов на экспорт. Такими лазейками являются топливная розница, а также
биржевые цены на бензин АИ-95 и зимнее дизельное топливо. Именно в этих
сегментах будут сохраняться риски опережающего роста топливных цен.
Причем, по мнению Терешкина,
сезонный рост цен на дизельное топливо можно было бы наблюдать даже в том
случае, если бы зимний ДТ был включен в параметры демпфера. Демпфер учитывает
только биржевые торги, на которых реализуется лишь 16% выпускаемого дизеля;
остальные 84% - это мелкий опт, где нефтяники могут "разгонять" рост
цен, не опасаясь потери субсидий.
Но с точки зрения Гусева, демпфер
справляется со своими задачами - нормализовывать общую ситуацию на топливном
рынке. Просто некоторые параметры демпфера и правила работы топливного рынка
необходимо иногда корректировать, в соответствии с меняющейся конъюнктурой.
Возможно, стоит разделить демпферные выплаты по маркам бензина и сортам ДТ,
разделить нормативы продаж ДТ на бирже по сортам, а также по сезонам. Мы же
знаем на какие сорта и когда спрос растет, а когда падает, поясняет он.
Кроме того, стоит обратить
внимание на стоимость авиакеросина, растворителей и присадок, используемых для
производства зимнего дизеля. И возможно, стимулировать больший объем их
производства в сезон спроса на зимний ДТ, считает Гусев.
По словам Родионова, из-за низкой
конкуренции у нефтяников нет серьезных стимулов для снижения цен. Действует
только "окрик" регулятора (в виде запрета на экспорт) и страх перед
потерей субсидий. Решить эту проблему можно за счет повышения нормативов
биржевых продаж - с нынешних 15% для бензина и 16% для ДТ до 33%.
Здесь, правда, можно возразить,
что маржа нефтепереработки и топливной розницы периодически становиться
нулевой, подчас даже отрицательной. Связывают это как ростом цен на нефть и
нефтепродукты в мире, так и с очень высокой налоговой нагрузкой на нефтяную
отрасль. А при нулевой или отрицательной марже никакая конкуренция к снижению
цен не приведет.
По мнению Станкевича,
правительству во взаимодействии с ключевыми компаниями нефтяной отрасли необходимо
обеспечить безукоризненную работу цепочек поставок топлива внутри страны.
Прежде всего, по железной дороге, чтобы не допустить возникновения локальных
дефицитов в регионах.
"Для этих целей уже создан
оперативный штаб под руководством Александра Новака. В работе штаба участвуют,
наряду с иными должностными лицами, уполномоченные представители Минсельхоза и
органов исполнительной власти разных регионов. И именно их задача вовремя
сигнализировать о ситуации на местах в период уборочной кампании. Надеюсь,
ошибки прошлого года будут учтены", - подчеркивает Станкевич.