Конфереция

Российский топливный союз направил в правительство письмо с предложениями по стабилизации оптовых цен

Российский топливный союз (РТС) выступил с несколькими предложениями по стабилизации оптовых цен на нефтепродукты, они касаются мер налогового и таможенного регулирования. Об этом говорится в письме президента РТС Евгения Александровича Аркуши, которое он направил в адрес премьер-министра РФ Михаила Владимировича Мишустина.


Аи92 публикует полный текст письма:

Исх. № 22 от 24 июля 2023 г.


Председателю Правительства 

Российской Федерации 

М.В. Мишустину



Уважаемый Михаил Владимирович!


Российский топливный Союз вынужден в очередной раз обратиться к Вам в связи с нарушением принципов рыночного ценообразования на рынке моторных топлив и возникшей необходимостью принятия срочных мер для его балансировки.


По состоянию на сегодняшний день оптовые цены на бензины выросли по отношению к прошлому году: по бензину АИ-92 на 55%, по бензину АИ-95 на 46%, а розничные цены - только на 3,6%. В результате оптовые цены практически сравнялись с розничными, а в ряде регионов превысили их.


Рыночная ситуация 2023 года для розничных операторов моторного топлива оказалась даже более тяжелой, чем в 2021 году, поскольку высокий уровень потребительской инфляции 2022 года (11,94%) и еще более высокий уровень промышленной инфляции привели к существенному росту операционных затрат розничных операторов, которые в настоящее время характеризуются цифрами 7-8 рублей на литр продаваемого топлива, но не отразились на росте розничных цен на моторное топливо в течении 2022 года, оставшимися практически на уровне 2021 года.


Причиной роста биржевых ценовых индикаторов, к которым привязаны оптовые цены, явилось нарушение баланса спроса и предложения бензинов в основную торговую сессию. Предложение снизилось, что привело к падению объема биржевых продаж примерно на 12% по отношению к прошлому году. Спрос, при этом, вырос, что связано с ростом деловой активности, развитием внутреннего туризма, увеличением грузоперевозок, в т.ч. в восточном направлении, а также в связи с присоединением новых территорий.


На снижение предложения наряду с объективными факторами в виде остановок на плановые ремонты НПЗ повлияло также наращивание экспорта из-за роста экспортной альтернативы, вызванного корректировками механизма расчета демпфирующих выплат, которые постепенно снижались в течение года, ожиданием дополнительного двукратного снижения демпфирующих выплат с 1 сентября и падением курса рубля. По данным ПДУ ТЭК наблюдается рост экспорта бензинов К5 с начала года на 840 тысяч тонн или на 41,5% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. По июлю текущего года отмечен рост экспорта на 45,5 тысяч тонн или на 55,3% по отношению к июлю прошлого года.


Кроме экспорта производителями наблюдается также экспорт топлив с нефтебаз, т.е. тех топлив, которые были поставлены на внутренний рынок с выплатой демпфера. Постановления Правительства РФ от 23.12.2022 г. № 2403 и от 24.06.2023 № 1032, направленные на снижение экспорта топлива компаниями, не являющимися производителями, к сожалению, не оказали ожидаемого влияния на снижение объемов указанного экспорта, который с начала года только растет и по данным базы РЖД уже составил более 200 тысяч тонн по бензинам и 380 тысяч тонн по дизелю.


Дополнительным негативным фактором ухудшения экономической ситуации на топливном рынке явилось серьезное увеличение сроков доставки по железной дороге товара, приобретенного на бирже. По данным ЦДУ ТЭК в высоком уровне запасов товарных автомобильных бензинов (чуть менее 2 млн. тонн) примерно треть составляет товар, находящийся в пути. С учетом того, что купленный на бирже товар оплачивается со 100% предоплатой, появление логистических проблем означает для покупателей - розничных операторов дополнительное отвлечение оборотных средств и увеличение кредиторской задолженности со всеми вытекающими последствиями.


С учетом развития ситуации на топливном рынке полагаем необходимым рассмотреть возможность реализации следующих предложений:


- Принять меры налогового и таможенного регулирования для сохранения премиальности внутреннего рынка по отношению к экспортной альтернативе с обеспечением роста оптовых цен не выше уровня инфляции, аналогично розничным.


- Принять меры административного и таможенного регулирования для запрета экспорта автомобильных бензинов и дизельного топлива компаниями, которые не являются производителями экспортируемых видов моторных топлив.


- Повысить приоритетность перевозок моторных топлив железнодорожным транспортом.


- Уменьшить до 3 и 5 процентов соответственно допустимый рост оптовых цен на бензины и дизельное топливо относительно индикативной цены, при котором демпфер обнуляется.


- Повысить нормативы биржевых продаж бензинов минимум до 15% для снижения волатильности биржевых ценовых индикаторов.


Просим Вас, уважаемый Михаил Владимирович, обратить особое внимание на необходимость реализации вышеприведенных мер для нормализации ситуации с ценообразованием на рынке моторных топлив.

С уважением,


Президент                                                                                                              Е.А. Аркуша

Комментарии