Российский топливный рынок стабилен, однако ситуация с зимними сортами дизельного топлива вызывает озабоченность у целого ряда экспертов. Стало уже недоброй традицией, что с приближением холодов на рынке наблюдается недостаток предложения зимнего дизельного топлива, оптовые цены растут, в очередной раз обостряется ситуация диспаритета оптовых и розничных цен. Видели мы это в прошлом году, и в текущем году многие эксперты говорят о возможности повторения ситуации с недостаточным предложением дизельного топлива зимних сортов со всеми вытекающими последствиями.
Анализируя действия ряда сбытовых подразделении ВИНКов, работающих с корпоративной клиентурой, можно прийти к выводу об обоснованности таких опасений. Иначе чем же еще может быть вызвано сокращение некоторыми ВИНКами размера скидок на дизельное топливо для корпоративных клиентов по топливным картам (читай повышение цен для юридических лиц) с 01.11 22 г и 15.11.22 г., административные меры по дестимулированию повышения потребления со стороны юридических лиц, в ряде случаев говорится даже о наценке для юридических лиц в случае значительного роста потребления дизельного топлива с их стороны.
Российский топливный союз (РТС) неоднократно заострял внимание регуляторов на проблеме недостаточного предложения дизельного топлива, 20.10.22 г. РТС направил письмо первому заместителю Министра энергетики Российской Федерации П.Ю. Сорокину, где приведен анализ рыночной ситуации с реализацией дизельного топлива, даны предложения по нормализации ситуации. Аи92 публикует обращение РТС:
Исх. № 33 от 20 октября 2022 г.
Первому заместителю Министра энергетики Российской Федерации
П.Ю. Сорокину
Уважаемый Павел Юрьевич!
Российский топливный Союз обращает Ваше внимание на проблему ценообразования на дизельное топливо в оптовом звене системы нефтепродуктообеспечения страны и просит принять срочные меры по снижению оптовых цен, особенно на зимние сорта дизельного топлива, для исключения возможности роста розничных цен.
В настоящее время в розничном ритейле моторных топлив, несмотря на более чем 20%-й рост операционных расходов, цены бензинов остаются практически на уровне начала года. Однако, цена на дизельное топливо имеет тенденцию роста, превышая, при этом, цену бензина АИ-95 на 2-3 рубля, цену бензина АИ-92 на 5-7 рублей, а в некоторых регионах - и на 10 рублей за литр, что нельзя объяснить ни себестоимостью производства, ни спросом.
Единственной причиной роста розничных цен на дизельное топливо является опережающий рост оптовых цен. На сегодняшний день оптовые цены летних сортов дизельного топлива превышают оптовые цены бензинов почти на 20 тысяч рублей за тонну, но особенно тяжелая ситуация с ценообразованием на зимние сорта. Биржевые цены зимних сортов дизельного топлива в зависимости от региона на 7-15 тысяч рублей за тонну выше цен летнего и межсезонного дизельного топлива. На Дальнем Востоке оптовые цены зимнего дизельного топлива с учетом логистики (при отмене субсидий) и перевалки на нефтебазах достигли уровня 85 тысяч рублей за тонну, что соответствует уровню розничных цен около 73 рублей за литр и на 10-15 рублей выше существующих на сегодня цен в розницу.
Действительно, продажи зимних сортов дизельного топлива на бирже начались только с конца сентября и по мере увеличения объемов продаж была видна тенденция снижения биржевых индикаторов. Однако, после выхода всех НПЗ на продажи зимнего дизельного топлива начиная с 14 октября биржевые индикаторы цен зимнего дизельного топлива опять начали расти.
Просим Вас, уважаемый Павел Юрьевич, рассмотреть возможности принятия следующих мер оперативного реагирования для обеспечения снижения оптовых цен на дизельное топливо и, в первую очередь, на его зимние сорта для исключения дальнейшего роста диспаритета оптовых и розничных цен.
- Полностью закрыть экспорт зимних сортов дизельного топлива.
- Ускорить выход на биржу зимних сортов (класс 1,2) дизельного топлива белорусских производителей.
- Рассмотреть возможность снижения экспорта керосина для увеличения выпуска зимних сортов дизельного топлива.
- Ускорить внедрение практического механизма налогового администрирования экспорта топлива, приобретенного на внутреннем рынке, с целью возврата обратного акциза.
- Внести изменения в существующие параметры демпфирующего механизма для исключения нормативного роста в 2023 году индикативных цен на дизельное топливо и вернуться к вопросу увеличения величины демпфера до 80% от разницы между нетбэком и индикативной ценой.
- С учетом того, что около 80% дизельного топлива, поставляемого на внутренний рынок, приобретается для крупных промышленных предприятий, проработать вопрос ограничения влияния на биржевые индикаторы покупок биржевого товара в их интересах.
- Увеличить в Совместном приказе ФАС и Минэнерго норматив продаж дизельного топлива на биржевых торгах минимум до 10%.
С уважением,
Президент Е.А. Аркуша