Конфереция

Российские нефтяные компании продолжают сокращать экспорт бензина

Российские нефтяные компании сократили экспорт бензина на 27% за период с 1 января по 13 февраля 2024 г. по сравнению с аналогичным периодом 2023 г., до 639 тыс. т.


Об этом 16 февраля 2024 г. сообщил Ъ со ссылкой на источники, знакомые со статистикой.


По данным издания:


- за период с 1 по 13 февраля экспорт бензина оказался ниже почти на 28% в годовом сравнении, составив 185 тыс. т,


- отгрузки бензина на внутренний рынок за 13 дней февраля оказались меньше рекомендованного Минэнерго РФ уровня на 15% (около 1,32 млн т), а производство - на 2,5% (1,52 млн т),


- в то же время по сравнению с прошлым годом отгрузки с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) внутри страны выросли на 5%, до 4,44 млн т.



В январе 2024 г. среднесуточное значение экспорта бензина составило 14,7 тыс. т/сутки против 20,1 тыс. т/сутки годом ранее, что являлось абсолютным годовым рекордом.


В 2023 г. нефтяные компании существенно увеличивали экспорт бензина, в т.ч. участники рынка фиксировали рост серого экспорта, когда вывозились объемы бензина, предназначенные для внутреннего рынка, за которые НПЗ получают бюджетные выплаты по демпферу.


В рамках мер по стабилизации топливного рынка 5 октября 2023 г. правительство увеличило вывозную пошлину для перекупщиков топлива с 20 тыс. руб./т до 50 тыс. руб./т.


Участники рынка допускают, что в случае нехватки топлива на внутреннем рынке правительство РФ может вернуть запрет на экспорт топлива, такое эмбарго было введено 21 сентября 2023 г. и частично (по зимнему дизельному топливу) сохраняется до сих пор.

В январе 2024 г. практически все нефтяные компании после аварии на установке каталитического крекинга на Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа перенаправляли объемы с экспорта на внутренний рынок. На этом настаивали регуляторы, при этом выплата демпфера делает поставки на внутренний рынок экономически приемлемыми для НПЗ.


Цены и стабильность


Весь январь и начало февраля оптовая стоимость бензина непрерывно увеличивалась на фоне аварии на Нижегородском НПЗ и участившихся атаках беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В феврале, после спада волны панических закупок топлива и в ответ на действия регуляторов, биржевые цены пошли вниз.


15 февраля 2024 г. на СПбМТСБ, биржевая цена АИ-95 в европейской части РФ сократилась на 0,2%, до 52647 руб./т. тогда как АИ-92 подорожал на 1,1%, до 45659 руб./т.


Участники рынка характеризуют текущую ситуацию на рынке топлива как спокойную на фоне низкого спроса.

Дальнейшее развитие ситуации на российском топливном рынке будет определяться рядом факторов.


Так, уже в марте ожидается начало планово-предупредительных работ (ППР) на крупных НПЗ.


В 2024 г. ремонтная кампания ожидается менее масштабной, чем в 2023 г., но свои коррективы могут вносить санкции и необходимость внеплановых ремонтов.


Также начнется сезонное повышения спроса на топливо в связи с активизацией поездок и началом весенних полевых работ.


Для поддержания стабильной ситуации на топливном рынке по итогам заседания штаба 9 февраля у вице-премьера РФ А. Новака была отмечена необходимость формирования запасов топлива для балансировки рынка в период повышенного весенне-летнего спроса.



Е. Алифирова
Специальный корреспондент Neftegaz.RU

Комментарии