16.12.2014 16:32
Комментарии: 0
Просмотры: 2197
Если цены на нефть просядут до 50 долларов за баррель и останутся на этом уровне в течение хотя бы полугода, то репутация Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) как влиятельного игрока на рынке растворится.
С таким прогнозом выступили эксперты американского финансового конгломерата Bank of America (BofA). Глава отдела сырьевых исследований Франсиско Бланш заявил, что в мире грядут "более глубокие и длительные" последствия, чем ожидает большинство стран. При этом в мировой энергетической отрасли ждут революцию, которая, возможно, зацепит и наш рынок. Чему в мире быть и чего России можно миновать, рассказали эксперты "РГ".
Рынок собирается сам определять глобальную стоимость нефти, поэтому сейчас мы и наблюдаем новую эру колебаний цен и беспорядочной торговли, которая приносит сомнительную пользу только Ближнему Востоку, уверены в BofA. Якобы совсем не страшно стране с глубокими карманами - Саудовской Аравии. Будучи крупнейшим членом ОПЕК (доля участия в добыче сырья - 30 процентов), она единственная обладает настолько солидными резервами, что может пережить год-другой с низкими котировками. Сейчас в ее валютном резервном фонде 738 миллиардов долларов. У России - 361,4 миллиарда.
"Но Саудовской Аравии на самом деле несладко при таких котировках. Ее бюджет требует, чтобы бочка стоила 80 долларов. А если бы она еще и сократила добычу, то это было бы еще хуже для всех членов ОПЕК, - считает ведущий эксперт Союза нефтепромышленников России Рустам Танкаев. - Как это все разрешится, трудно сказать. Может быть, сворачиванием добычи дорогой нефти, может, заполнением всех сырьевых резервов под завязку, или ситуация поменяется сама собой, когда произойдет скачок цен. Как только они вернутся в привычное русло, на рынок поступит сланец в больших объемах. Если сейчас его исключить из торгового баланса, то дефицит на межгосударственной торговле составит около 15 процентов. Это дикая цифра! Нефть взлетит до 200 долларов. Но, думаю, такого поворота не случится, как не будет и длительного падения котировок".
Американские исследования говорят, что с рынка в случае трудностей могут вылететь периферийные члены нефтяного картеля ОПЕК, такие как Венесуэла и Нигерия. Да и США понесут потери. По разным оценкам, за океаном, в том числе в Канаде, добыча сланца уже падает на 15-20 процентов. А вот на Россию чужие трудности не повлияют, говорит собеседник "РГ", так как мы занимаем лидирующее место по количеству экспортируемых нефтепродуктов.
Сейчас от низких цен на "черное золото" страдают не только ближневосточные страны, большинству из которых необходима среднегодовая цена на нефть 85-95 долларов за баррель для сбалансированности бюджета. Вернуться к этому комфортному коридору нефть может во второй половине 2015 года, уверена руководитель отдела исследований рынка основных сырьевых товаров BofA Merrill Lynch Сабина Шелс.
Но пока ждать стабилизации не приходится. На минувшей неделе североморская смесь марки Brent упала ниже 62 долларов за баррель. Такое сильное давление на январские фьючерсы оказали многие факторы, в том числе международные доклады по прогнозу спроса на рынке сырья.
Перед заседанием ОПЕК, которое прошло 27 ноября, источники иностранных информагентств сообщали, что члены организации могут прийти к компромиссу и снизить производство примерно на 300 тысяч баррелей в сутки. Это всего один процент. К тому времени "черное золото" потеряло в цене примерно треть. Однако страны Персидского залива испугались, что снижение квот сыграет против них, так как может подстегнуть увеличение добычи сланца в Штатах.
Прошло три недели. Нефть в годовом выражении потеряла почти 40 процентов стоимости, и ОПЕК понизила прогноз на спрос поставляемого ею топлива в 2015 году до минимума за последние 12 лет. На те самые 300 тысяч баррелей.
"Эти цифры далеко за пределами погрешностей. А подобные решения призваны влиять на рынок психологически. На самом деле ни одна из стран-участниц организации не соблюдает квоты, потому что они усердно пытаются вернуть себе ту часть рынка, которую у нее забрали Штаты, порядка 300 миллионов тонн в год", - подчеркивает Рустам Танкаев. Для сравнения: Россия добывает 525 миллионов тонн.
Дележ на мировой энергетической арене не оставляет Россию в стороне. Однако, говорят в Минэнерго, сокращать добычу мы не будем. Да и никогда к подобным мерам не прибегали, напоминает Танкаев. "Мы могли бы сыграть в интересную психологическую игру, как это делает Ближний Восток, и помочь ценам удержаться на более высоком уровне, - продолжает он. - Безболезненный для экономики ход - заявить, что мы снижаем экспорт нефти на три процента".
Комментарии