23.07.2019 08:59
Комментарии: 0
Просмотры: 718
Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов несколько недель назад на совещании с президентом России Владимиром Путиным попросил ввести до 2024 г. мораторий на предоставление новых налоговых льгот для нефтяников, рассказали «Ведомостям» четыре федеральных чиновника и близкий к одной из крупных нефтяных компаний человек. Просьба удовлетворена, но лишь частично, говорят четверо собеседников «Ведомостей».
Действительно, вечером 22 июля на сайте kremlin.ru был опубликован перечень поручений правительству по итогам проведенного Путиным 10 июля совещания о развитии нефтяной отрасли. В нем говорится: до 31 декабря 2019 г. «ввести мораторий новых мер государственной поддержки при разработке нефтяных месторождений». За полгода правительство должно «завершить инвентаризацию запасов нефтяных месторождений <...> на предмет экономической эффективности освоения <...> в текущих налоговых условиях» и «разработать единые критерии, требования к экономическому обоснованию и порядок предоставления мер государственной поддержки при разработке нефтяных месторождений».
Под мораторий не попадет лишь один проект – Приобское месторождение «Роснефти». Доклад по обоснованию мер господдержки этому проекту Минэнерго и Минфин должны были представить 20 июля, говорится в перечне поручений.
Представители президента Дмитрий Песков и Минэнерго не ответили на вопросы «Ведомостей», а Минфина отказался от комментариев. Сотрудник Минэнерго сказал, что доклад по Приобскому представлен, но раскрывать его содержание не стал.
Силуанов попросил ввести мораторий после 26 июня, говорят пять собеседников «Ведомостей». В тот день главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин направил Путину письмо с просьбой поддержать законопроект Минвостокразвития, по которому «Роснефть» и «Нефтегазхолдинг» Эдуарда Худайнатова могли получить беспрецедентные налоговые послабления на 2,6 трлн руб. Сечин эти послабления объяснял необходимостью инвестировать от 5 трлн руб. для развития крупнейшей нефтегазовой провинции в Красноярском крае – «Восток ойл». Он писал, что под проект, который позволит перевозить Северным морским путем до 100 млн т нефти к 2030 г., нужно построить 5500 км трубопроводов, морской терминал, два аэропорта, линии электропередачи и т. д. Это даст дополнительные 4,4 трлн руб. бюджету, а также обеспечит 100 000 рабочих мест и вклад проекта в ВВП до 2% в год до 2050 г.
Минфин уже тогда выступил против, посчитав, что только льготы по НДПИ обойдутся бюджету потерями 250 млрд руб. в год, а кроме таких льгот законопроект Минвостокразвития предусматривает послабления по налогу на прибыль, страховым взносам и нулевую ставку налога на имущество.
«Понятно, почему перспектива предоставления арктических льгот вызывает у Минфина негативную реакцию: обещанный положительный эффект наступает только к концу следующего десятилетия, а изыскивать дополнительные доходы для компенсации выпадающих налогов нужно сейчас», – рассуждает старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко.
Ежегодно федеральный бюджет тратит на налоговые льготы больше 2,5 трлн руб., а в 2018 г. такие расходы пробили 3 трлн руб., а в 2019 г. превысят и этот уровень, оценивал Минфин в Бюджетном прогнозе России до 2036 г. Больше всего бюджет тратит на льготы по НДС (более 1,4 трлн руб. ежегодно) и поддержку нефтяников (более 1 трлн руб.). Только на федеральном уровне за последние пять лет было предоставлено более 100 новых льгот (в 2019 г. выпадающие доходы по ним превысят 720 млрд руб.), а всего в России действует более 3500 налоговых льгот. Наблюдаемый же в последние годы перенос инвестиций на льготируемые месторождения может создать риск дополнительных потерь нефтегазовых доходов для федерального бюджета, пишет Минфин.
«Текущая налоговая система для нефтяной отрасли – средняя налоговая нагрузка, а также система действующих льгот – не оптимальна, но близка к ней», – считает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. С ней не согласен Сечин, который писал в марте этого года премьеру Дмитрию Медведеву, что уровень налоговых изъятий в нефтянке достигает 85% от операционной прибыли до вычета налогов, тогда как у металлургических компаний этот показатель от 14 до 25%. Налоговая система направлена и на поддержку старых месторождений, и разработку новых, возможно, нужно активнее стимулировать разработку, но принимать какие-либо решения нужно только после полной инвентаризации всех месторождений, поддерживает Минфин Суслина.
«Развитие арктического проекта на 8,5 трлн руб. инвестиций, которые готовят «Роснефть» и «Нефтегазхолдинг», безусловно необходимо для России, это крупнейшая нефтегазоносная провинция, которую просто необходимо разрабатывать», – считает аналитик АКРА Василий Танурков. Но реализовать этот проект при желании можно и без льгот, считает он: «Это вопрос лишь сроков реализации, ведь всю полученную прибыль с проекта компании могут реинвестировать в него и так увеличивать добычу на месторождении – вопрос лишь в том, когда и на какие показатели возврата на вложенный капитал компании хотят получить».
«Вопрос – нужно ли развивать нефтедобычу на Арктике в принципе – носит концептуальный характер», – рассуждает Маринченко. ОАЭ, Кувейт и Ирак планируют в ближайшие 10–20 лет нарастить экспорт нефти, они стараются успеть монетизировать свои запасы до вероятного момента снижения спроса на нефть. Но добыча в Арктике – это более дорогое удовольствие с менее предсказуемыми результатом. Ставка на Арктику – это ставка на то, что развитие альтернативной энергетики в итоге не приведет к существенному падению спроса и цен на нефть, отмечает Маринченко.
Рынки углеводородного сырья последние 15 лет волатильны, что в целом ряде регионов, начиная с Саудовской Аравии и заканчивая канадской Альбертой, сопровождается постоянным совершенствованием налогового законодательства, поэтому пересмотр льгот и самой системы – логичный шаг, считает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов.
Представители «Роснефти» и «Нефтегазхолдинга» не ответили на вопросы «Ведомостей».
Комментарии