01.07.2019 08:57
Комментарии: 0
Просмотры: 798
Президент России Владимир Путин после встречи 29 июня с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом ибн Салманом аль-Саудом объявил, что они договорились продлить так называемое соглашение ОПЕК+. Россия, ОПЕК и еще несколько не входящих в картель стран договорились об ограничении добычи нефти еще в конце 2016 г. В прошлом году они немного увеличили добычу, а очередное продление сделки означает сохранение производства на нынешнем уровне. «Мы продлим наши договоренности, во всяком случае, мы будем поддерживать продление договоренностей – как Россия, так и Саудовская Аравия», – сказал Путин.
При продлении соглашения условия меняться не будут, следует из слов Путина. По ним страны ОПЕК должны были сократить добычу по сравнению с октябрем 2018 г. на 800 000 барр. в сутки, остальные присоединившиеся государства – еще на 400 000 барр. в сутки, доля России в общем снижении составляет 230 000 барр. в сутки. Единственная интрига – срок, на который будут действовать продленные договоренности. «Это могут быть шесть или девять месяцев», – заявил Путин. Срок действия текущего соглашения о сокращении добычи нефти истекает 1 июля. Официальная встреча министров энергетики стран – участниц соглашения ОПЕК+ пройдет в Вене 1–2 июля, там они определятся, будет соглашение действовать до января или до апреля будущего года.
Впрочем, министры энергетики России Александр Новак и Саудовской Аравии Халед аль-Фалех заявили, что сделку нужно продлевать до апреля следующего года.
Продление соглашения после июня поддержит рынок нефти, оно уже позволило увеличить доходы [российского] бюджета на 7 трлн руб., заявил журналистам гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев. «Стратегическое партнерство в рамках ОПЕК+ привело к стабилизации нефтяных рынков и позволяет сокращать и наращивать добычу в зависимости от рыночных условий, что способствует предсказуемости», – сказал он.
Не продлевать сделку в нынешних условиях чревато переходом рынка в состояние сильного профицита, особенно учитывая замедление мировой экономики, считает старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. «В наш прогноз по этому году – $65 за баррель нефти марки Brent – включена предпосылка, что ОПЕК+ будет продолжать регулировать предложение», – отметил эксперт. Шесть или девять месяцев Маринченко считает разумным сроком с учетом того, что ситуация будет очень быстро меняться.
ОПЕК ожидает, что спрос на нефть в 2019 г. вырастет до 99,86 млн барр. Ранее предполагалось, что спрос по итогам текущего года перевалит за психологически важную отметку 100 млн барр. в сутки. Основные источники роста спроса – Индия, Китай, а также американские страны, ожидает ОПЕК.
США могут занять долю России на нефтяном рынке, если сделка с ОПЕК будет продлена до конца 2019 г., говорил главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин в начале июня. «Американцы будут наращивать добычу, – уверен топ-менеджер. – Есть ли смысл сокращать нам, если американцы тут же восполнят и займут [нашу] долю рынка?» Он единственный из российских нефтяников, кто выступал против продления сделки. «Государственные решения не комментируем, а исполняем», – отметил представитель «Роснефти» в воскресенье, 30 июня.
«Рост добычи в США продолжится – в конце этого года в США запустят несколько трубопроводов, которые увеличат экспортный потенциал страны, которая уже добывает по 12 млн барр. нефти в сутки», – напоминает аналитик АКРА Василий Танурков. «Так что сохранение сделки для России выгодно и необходимо. Скорее всего, в ближайшие годы договоренности о совместных действиях на нефтяном рынке будут сохраняться, при этом при росте цен на нефть квоты будут увеличиваться, при снижении – снова уменьшатся», – считает эксперт.
Будет ли и дальше продлеваться сделка (после марта 2020 г.), полностью зависит от того, сколько будут добывать США, будут ли они увеличивать добычу, и от того, сколько будет стоить нефть в марте следующего года, полагает аналитик БКС Кирилл Таченников. «У стран – участников ОПЕК+ должно быть понимание, что на долгосрочном горизонте у них будет возможность нарастить добычу и не потерять свою долю рынка. Перманентно действующее соглашение ограничивать добычу снизило бы инвестиции в отрасль», – считает Маринченко.
Комментарии