Российские нефтепродукты ушли из Европы и закрепляются на новых для себя рынках

Какие направления выбирает российский дизель и другие продукты нефтепереработки? США и Саудовская Аравия закрепились в ЕС, но может ли этим похвастаться продукция из РФ в Африке, Латинской Америке и других направлениях?

Российские нефтепродукты, в первую очередь дизельное топливо, покинули европейский рынок. Произошло это не на следующий день после СВО и даже не через месяц. Официально эмбарго на нефтепродукты из РФ действует с 5 февраля 2023 года.

Однако сейчас можно смело говорить о том, что объемы, ранее идущие из РФ, полностью заменили другие поставщики. Сначала это были посредники в виде Турции, ближневосточных стран и Индии, которая стала закупать в разы больше российской нефти. Однако теперь на рынке топлива Старого Света главными игроками становятся США и Саудовская Аравия, которые полностью компенсировали российский импорт. Более того, эти страны даже вытесняют в ЕС поставщиков из Турции и Индии.

В то же время, если верить данным Vortexa и Bloomberg, Россию это особо не беспокоит, поскольку ее компании наладили логистику и освоили новые рынки сбыта в Африке, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии.

Как произошел «великий исход» российского дизеля и какие рынки он теперь может назвать своим новым «домом»?

Машем Европе рукой

Согласно данным компании Vortexa, в первой половине октября импорт дизельного топлива и газойля в Европейском союзе и Великобритании вырастет примерно до 1,28 млн б/с. Это станет самым высоким средним показателем с февраля 2023-го, когда ЕС запретил закупку российского топлива.

Для поставщиков это тоже весьма рекордные показатели. Ожидается, что в первой половине октября импорт нефти в Европу из США достигнет примерно 417 000 б/с, что является самым высоким объемом с начала 2016 года. Импорт из Саудовской Аравии вырастет до 370 000 б/с (наивысший показатель за четыре года). При этом в Bloomberg, ссылаясь на отчеты Vortexa уверяют, что дизель из США и Саудовской Аравии на европейском рынка все активнее выталкивает поставщиков из Индии и Турции.

Однако Россию, причем даже по сообщениям западных аналитических агентств, это уже не особо беспокоит. За почти три года российские компании смогли во многом наладить логистику, закупить достаточное количество танкеров, игнорирующих санкции, обеспечить страхование грузов, чтобы продавать дизтопливо в Латинской Америке, Африке и Юго-Восточной Азии.

Серьезный скачок в объемах по этим направлениям произошел в 2023 году. В июле того года аналитики из S&P Global писали, что экспорт нефтепродуктов из России, попавшей под санкции, в Африку увеличился в 14 раз всего за год. Уже в марте экспорт топлива на Черный континент составлял 420 000 б/с. Больше всего из того объема тогда закупали российской продукции Нигерия, Тунис и Ливия. Для сравнения: в I квартале 2022-го Тунис покупал у России топлива всего 2 700 б/с.

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), Россия в 2021 году экспортировала в ЕС 2,4 млн б/с, в 2022-м — около 2,1 млн б/с. Для сравнения, общий экспорт нефтепродуктов РФ составлял в 2022 году примерно 2,5-2,8 млн б/с. И, кстати, в 2022-м страны ЕС, Норвегия и Великобритания все еще закупали почти 77% российского экспорта топлива (в большей степени дизеля). Однако уже с января по июнь 2023-го, когда начал действовать «потолок цен», доля опустилась до 9%.

Куда ушел российский дизель?

Топливо из России не появилось на новых для него рынках (или на старых, но в гораздо больших количествах) одномоментно. Однако такая страна, как Турция, сразу выбилась в лидеры. По данным Kpler, за первое полугодие 2023-го, Анкара стала выкупать до 30% экспорта российского ДТ (ранее было примерно 8%). За ней последовали Саудовская Аравия и Бразилия — по 11%. После них уже стояли Марокко, Тунис и Ливия. Этот тренд продолжился с некоторыми корректировками и до января 2024-го.

В 2024 году тренд усилился еще больше, особенно это коснулось Бразилии и Турции. Как рассказала в беседе с «НиК» гендиректор ООО «НААНС-МЕДИА» Тамара Сафонова, в сентябре 2024 года 85% российского дизельного топлива было направлено на экспорт в дружественные страны, в том числе:

- в Турцию — 49%;

- в Бразилию- 34%;

- в Тунис — 2%.

«В нейтральные страны экспорт дизтоплива может оцениваться на уровне 4%, в том числе в Грузию и Ливию. Остальная доля приобретается компаниями, находящимися в юрисдикции дружественных и нейтральных стран, но может быть распределена на танкерах накопителях в оффшорной зоне, где возможно также и компаундирование нефтеналивных грузов для исключения „российского“ следа»,  — пояснила Тамара Сафонова.

Особенно экзотично выглядит динамика роста закупок Бразилией. Если Турция географически рядом, да и опыт торговли у нее с РФ огромный, не говоря уже об опыте Анкары в посредничестве, то латиноамериканская страна гораздо дальше. Более того, Бразилия, в отличие от Турции, имеет весьма большие залежи нефти и добывает внушительные ее объемы (причем они растут в последние годы). Тем не менее если в январе 2023-го Бразилия покупала у России 36 тыс. б/с, то в мае–августе уже 180-230 тыс. б/с. Причина, как уверяли аналитики из Bloomberg, ссылаясь на отчеты Kpler, — латиноамериканской стране российское топливо обходилось на $10–15 за баррель меньше прежнего. При этом надо понимать, что несмотря на свою добычу черного золота Бразилия в любом случае импортирует около трети от всего потребляемого ею дизтоплива из-за неспособности местных НПЗ перерабатывать нефть полностью.

В итоге оказалось, что российский дизель отлично чувствует себя на этом рынке. В июне этого года поставки уже составили 1,06 млн т, что, по данным бразильской статистической службы, выше показателей того же месяца в 2023-м в 1,7 раза.

Впрочем, как рассказал в комментарии для «НиК» замдиректора Института национальной энергетики Александр Фролов, РФ пока еще в ситуации, когда основные направления обозначились и положения российских нефтепродуктов там относительно стабильное. Но при этом надо повышать независимость российских поставщиков от услуг игроков из недружественных стран, предоставляющих инфраструктуру для транспорта нефти и сопутствующие услуги.

«Мы все еще пользуемся определенной частью западной экосистемы морских перевозок — частично страхование, частично другие услуги. Эту долю надо сокращать. Логистика все еще выстраивается. Ситуация намного лучше 2023-го, но расслабляться рано.

Бразилия — это, скорее, аномалия. Пока что нельзя говорить, что этот рынок топлива для РФ определяющий. Роль рынка Турции действительно важна для нефтепродуктов из РФ. Мы должны рассматривать ее как хаб для распределения нашего топлива. Вопрос в том, что мы Анкаре чуть дешевле продаем, иначе бы она этого не делала. Но это уже отдельная тема, требующая решения многих задач для нашей автономности поставок. У нас есть еще и рынки на Ближнем Востоке и других направлениях»,

— резюмировал эксперт.

Илья Круглей

Комментарии
Конфереция