Юлия Санатина
На большей части территории России владельцы дизельных автомобилей уже
переходят на зимнее топливо. О том, зачем это нужно, почему в России лучший в
мире дизель и как обезопасить свою машину от заправки некачественным топливом,
мы беседуем с одним из ведущих экспертов в этой сфере - доцентом кафедры химии
и технологии смазочных материалов и химмотологии РГУ нефти и газа (НИУ) имени
И. М. Губкина Леонидом Багдасаровым.
Зимнее дизтопливо (ДТ)
существенно дороже летнего, а переплачивать никому не хочется. Если я при
температуре чуть ниже нуля продолжу ездить на летнем, чем это грозит?
Леонид Багдасаров: Дизтопливо - это фракция нефти, в состав которой
входят так называемые нормальные алканы, в просторечии парафины. При низких
температурах они кристаллизуются. То есть при -5 градусах в баке будут
образовываться кристаллики парафина - сначала маленькие, но уже при -7 они не
смогут прокачиваться через топливный фильтр, и двигатель прямо на ходу станет
терять мощность, а через какое-то время вообще заглохнет. Представляете, если
это произойдет на трассе?
Вот поэтому наши нефтеперерабатывающие
заводы (НПЗ) производят ДТ в соответствии с техрегламентом Таможенного союза,
который гласит: в межсезонный период предельная температура фильтруемости (ПТФ)
дизельного топлива должна быть -15 градусов, зимой - -20, а для арктического ДТ,
которое используется в самых северных регионах, - не выше -38.
Неужели производство зимнего и
летнего ДТ отличается так существенно, что разница в стоимости может достигать
1-2 рублей с литра?
Леонид Багдасаров: Чтобы в дизтопливе при низких температурах не
образовывались кристаллы парафинов, используются специальные депрессорные
присадки. Они очень дорогие, к тому же производятся в основном в Европе и США,
и сейчас с их ввозом серьезные проблемы.
Второй вариант, тоже недешевый, -
изомеризация. Это химический процесс: в специальных установках фракции
углеводородов переводят в состояние, при котором они не склонны к
кристаллизации парафинов, и предельная температура фильтруемости резко
снижается. Такая установка мощностью 2 млн тонн в год стоит примерно 400 млн
долларов. Естественно, цена зимнего ДТ, полученного обоими способами, будет
выше, чем летнего.
Бывает, на улице уже минус, а
зимний дизель на АЗС еще не поступил. Что можете порекомендовать в этом случае
владельцам дизельных авто? Является ли антигель выходом из ситуации?
Леонид Багдасаров: Да, использовать антигель можно. Это та же
депрессорная присадка, растворенная в некотором количестве дизтоплива, своего
рода концентрат, который можно добавить прямо в топливный бак. Но делать это
нужно, пока дизель не застыл, иначе уже бесполезно. Однако это все же
экстренная мера. Когда вы с помощью антигеля сработаете все летнее топливо,
лучше все-таки заправляться качественным сезонным ДТ известного производителя.
Помимо расходов на сырье и
производственных затрат, из чего еще складывается цена на топливо?
Леонид Багдасаров: В цене килограмма ДТ заложено порядка 10 рублей
акциза, около 20 - налога на добычу полезных ископаемых, НДС в размере 20%,
налог на прибыль и т. д. Когда говорят о "жирующих" нефтяниках, мне
всегда хочется возразить: именно они главным образом наполняют бюджет страны.
Леонид Николаевич, 14 ноября
отмечается Международный день качества. Как в целом у нас обстоят дела с
качеством ДТ?
Леонид Багдасаров: Российское дизтопливо сегодня лучшее в мире, его
качество выше, чем любого европейского или американского, на него колоссальный
спрос на мировом рынке. У нас сегодня и бензин лучший, и многие автомобильные
масла наши предприятия научились делать более высокого качества, чем у самых
известных мировых производителей.
Это неожиданно! А с чем связан
такой прорыв?
Леонид Багдасаров: С оснащением НПЗ, например, массовым
строительством установок гидрокрекинга, позволяющих из мазута делать
высококачественный дизель. Эти установки крайне дорогие - около 3 млрд
долларов, поэтому, конечно, приобрести их могут только крупные компании.
Кстати, раз уж мы говорим о зимнем дизеле, качество изомеризованного топлива
гораздо выше, чем произведенного с использованием присадок. В России уже
несколько таких установок. Например, завод "Газпром нефти" в Омске
снабжает весь российский Север изомеризованным арктическим дизтопливом. А
продукцию НПЗ "Сургутнефтегаза" в Киришах, несмотря на санкции, в
огромных количествах закупает Финляндия.
Конечно, я говорю о
сертифицированной продукции крупных легальных производителей.
Увы, не на всех российских АЗС
топливо можно назвать "лучшим в мире". Как обезопасить свой
автомобиль от контрафакта?
Леонид Багдасаров: Просто не ездите на ненадежные заправки. Сейчас
повсюду есть брендовые АЗС - "Лукойл", "Газпромнефть",
"Роснефть", "Татнефть" и другие. Вертикально
интегрированные компании конкурируют между собой и гарантируют высокое качество
нефтепродуктов. Да и вбросить туда "левое" топливо нереально: вся
цепочка поставок отслеживается современными средствами контроля. Кстати, по
данным Росстандарта, за последние 10 лет на брендовых АЗС не зафиксировано ни
одного нарушения по качеству топлива.
Но, к сожалению для
автомобилистов, все еще существуют так называемые независимые нефтетрейдеры,
порой крайне недобросовестные. Прикрываясь паспортом товара крупного
производителя, они зачастую продают прямогонную дизельную фракцию,
изготовленную на каком-нибудь мини-НПЗ. Но на "самоваре" качественное
топливо не произведешь!
Есть шанс, что производителей и
продавцов контрафакта когда-нибудь полностью вытеснят с рынка?
Леонид Багдасаров: Государство с ними активно борется, ведь это не
только вопрос качества: они не платят налоги, а порой и занимаются хищением
нефти. Эффект есть: если в 2015 году из 40 млн тонн продаваемого топлива было
около 9 млн тонн контрафакта, то в этом году, по нашей оценке, - не более 3 млн
из 48. За топливо, не соответствующее техрегламенту, санкции грозят очень
серьезные, вплоть до изъятия имущества в доход государства. Меня как эксперта
часто привлекают к проверкам, и я горжусь, что моя экспертная оценка повлияла
на закрытие 43 мини-НПЗ.
Но хочу обратиться и к
автовладельцам: если уж вы нашли несколько миллионов на покупку машины, не
экономьте на топливе. Так вы и обезопасите свой автомобиль, и поддержите
легальных производителей, которые вносят вклад в благополучие страны.