Продажи бензина АИ-95 в рознице начали приносить прибыль: разница в
цене с мелким оптом на прошлой неделе достигла 26 коп. за литр. АЗС терпели
убытки при реализации этого топлива с начала августа
Российские АЗС вернулись к
прибыли при продажах бензина АИ-95, свидетельствуют данные аналитической
компании «ОМТ Консалт». Валовая маржинальность при реализации этой марки в
среднем по России (за исключением Дальневосточного федерального округа) за
период с 7 по 14 октября увеличилась на 0,54 руб., до 0,26 руб. за литр.
Показатель впервые с начала
августа находится в положительной зоне. В сентябре он опускался до минимального
в этом году уровня — минус 1,6 руб. за литр. Что касается АИ-92 и дизеля, то их
маржинальность оставалась в плюсе. За отчетной период она снизилась, но
незначительно — на 0,03 руб. за литр, до 3,27 руб. и 6,31 руб. за литр
соответственно.
Что означает валовая маржинальность
«ОМТ Консалт» рассчитывает
маржинальность на основе данных, собираемых более чем с 18 тыс. АЗС по всей
России, включая принадлежащие вертикально интегрированным компаниям (ВИНК).
Индикатор представляет собой разницу между розничными и мелкооптовыми ценами
(валовой показатель), то есть отражает наценку на топливо, но не учитывает все
остальные расходы, которые несет АЗС. В расчет не включен рынок ДФО, для
которого применяется отдельная методология.
Как прокомментировали РБК в
компании, текущая динамика «говорит о некоторой стабилизации ситуации на
рынке». «Однако нужно понимать, что данный показатель отражает только разницу
между розничной ценой и ценой мелкого опта, которая зависит от многих факторов,
включая краткосрочные колебания цен на оптовом рынке», — уточнили там. В «ОМТ
Консалт» считают, что сохранение доходности от АИ-95 в рознице и ее «небольшое
повышение» в ближайшее время вполне реалистично, однако говорить о полной
стабилизации ситуации преждевременно. «Долгосрочная устойчивость положительной
маржи зависит от стабильности на оптовом рынке, сохранения контролируемых
операционных затрат и логистики», — пояснил эксперты.
Вместе с тем ситуация в
Дальневосточном федеральном округе остается сложной. Розничные цены на основные
виды топлива в макрорегионе выше, чем в остальных округах России, поэтому
маржинальность АИ-95 здесь по-прежнему в отрицательной зоне. «Это связано с
высоким уровнем затрат на логистику, что сильно влияет на стоимость доставки
топлива и конечную цену для потребителей. В ближайшее время значительного
улучшения ситуации в ДФО ожидать сложно, так как транспортные расходы и
отсутствие крупных НПЗ вблизи остаются серьезными проблемами», — говорят в «ОМТ
Консалт».
Кроме того, чистая маржа от продажи
АИ-95 в рознице в среднем по России (за исключением ДФО) «пока остается в
отрицательной зоне». Этот индикатор учитывает дополнительные расходы АЗС, такие
как логистику, зарплату персонала, обслуживание инфраструктуры, затраты на
электроэнергию и прочее. Эксперты оценивают, что эти расходы на литр топлива
составляют 3 руб. Учитывая это, чистая маржа АИ-95 сейчас находится примерно на
уровне минус 2,7 руб. за литр. «Фактическая чистая маржа по-прежнему остается
отрицательной, несмотря на положительную валовую маржу. Но заметим, что важно
не забывать о прибыли от продажи сопутствующих товаров на АЗС, доля которой у
некоторых сетей АЗС может достигать более 50% от общей прибыли», — напоминают
аналитики.
«Значимым изменением на рынке
сейчас является тот факт, что мелкооптовая цена на АИ-95 наконец стала ниже
розничной, чего не наблюдалось с августа текущего года. Это изменение произошло
в конце сентября, после чего разница между розничной ценой на АИ-95 и мелкооптовой
стабильно росла», — прокомментировали РБК в исследовательской группе
«Петромаркет». Если 30 сентября разница между средней по стране розничной и
мелкооптовой ценами на АИ-95 составляла всего 100 руб. за тонну, то 11 октября
она уже была на уровне 1500 руб. за тонну.
Тем не менее чистая маржа АЗС от
продаж АИ-95 до сих пор находится в отрицательной зоне, согласны в
«Петромаркете». Эксперты рассчитывают этот показатель от розничной цены за
минусом мелкооптовой цены продукта, расходов на его доставку до заправки и
операционных затрат АЗС. По их оценке, на 11 октября средняя по стране чистая
маржа реализации АИ-95 в рознице составляла минус 2,6 руб. за литр. Однако они
фиксируют улучшение динамики, так как 30 сентября индикатор составлял минус 3,5
руб. за литр, а 2 сентября — минус 4,8 руб. за литр.
«То есть ситуация в экономике
розницы постепенно нормализуется. Происходит это благодаря падению мелкооптовых
цен. И есть все основания считать, что падение мелкооптовых цен продолжится,
благодаря чему в обозримой перспективе АЗС начнут генерировать прибыль при
торговле АИ-95», — считают в «Петромаркете». Ключевой фактор, который будет
этому способствовать, — аномально высокая чистая маржа АИ-95 в мелком опте,
говорят эксперты. По данным на 11 октября ее средний уровень по стране
составляет почти 6 тыс. руб. на тонну. Такая маржа сформировалась благодаря
начавшемуся в сентябре существенному падению закупочных цен мелкооптовых
операторов, то есть отпускных цен производителей топлива, отмечают аналитики.
Как прокомментировали в «ОМТ
Консалт», «ожидаемое улучшение показателей будет зависеть от дальнейшей
стабилизации цен на оптовом рынке», а также возможной оптимизации затрат,
связанных с эксплуатацией АЗС. Согласно информации Санкт-Петербургской международной
товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), бензин АИ-95 дешевеет с начала сентября после
стабильного удорожания летом. Однако на текущей неделе биржевая цена АИ-95
росла три торговые сессии подряд. По итогам торгов 17 октября территориальный
индекс по европейской части России на эту марку бензина вырос на 0,59%, до 65
011 руб. за тонну. В августе бензин АИ-95 максимально дорожал до отметки 74 818
руб. за тонну. Исторический рекорд, достигнутый осенью прошлого года,
составляет 76 876 руб. за тонну для бензина АИ-95.
Биржевые индикаторы отражают цены
на топливо в крупном опте, динамика которых не сказывается на разнице
одномоментно, а только с временным лагом, который может достигать до двух
месяцев. По данным Росстата, стоимость бензина АИ-95 в рознице с начала августа
растет быстрее инфляции. За период с 8 по 14 октября потребительские цены на
него выросли на 0,1%, но по отношению к началу года на 14 октября они поднялись
на 7,2% (при общем повышении потребительских цен на 6,06%).
РБК направил запрос в пресс-службу
Минэнерго.
Правительство по итогам заседания
штаба у вице-премьера Александра Новака 8 октября сообщало, что внутренний
рынок полностью обеспечен бензином и дизельным топливом. При этом Новак поручил
Минэнерго и Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) продолжать
мониторинг цен, а также обеспечивать регулярность и равномерность продаж
бензина и дизеля на СПбМТСБ.
Татьяна Киселева