«Роснефть» загрузит железную дорогу Компания и ОАО РЖД договорились о скидках на десять лет в обмен на объемы

Как стало известно “Ъ”, ОАО РЖД продлило на десять лет крупные скидки на перевозку нефтепродуктов с НПЗ «Роснефти» и нефти на них. Скидка дается под гарантии объемов перевозок. До 2030 года ОАО РЖД получит гарантии на перевозку 237,5 млн тонн грузов «Роснефти» — это почти точно соответствует годовому объему перевозок нефтегрузов компанией — с возможностью привлечения дополнительных объемов. «Роснефть» же надолго получит льготные условия. Обеспечить их на период действия соглашения ОПЕК+ поручал президент Владимир Путин.

Как стало известно “Ъ”, правление ОАО РЖД приняло решение о продлении для «Роснефти» действующих скидок на перевозку нефтепродуктов по железной дороге на десять лет. «Роснефть» — крупнейший поставщик нефтегрузов на железную дорогу, на нее приходится около 30% таких перевозок (65,5 млн тонн в 2019 году). 17% от этого объема отгружает Самарская группа НПЗ, 15% — Уфимская группа, 8% — Саратовский НПЗ, для которых с 2017 года действуют крупные скидки, чтобы эти высокодоходные для ОАО РЖД грузы не уходили на альтернативные виды транспорта.


Для Самарской группы НПЗ скидка на экспортные перевозки дизтоплива и мазута составляет 18% и истекает в конце года. Она была дана на условиях перевозки с этой группы НПЗ по железной дороге не менее 10,6 млн тонн нефтепродуктов в год. Скидка для Уфимской группы — 14,8% на перевозку дизтоплива, мазута и газойля на экспорт при условии, что с 1 июля 2019 года по 2022 год объем составит не менее 24 млн тонн. Для Саратовского НПЗ действует скидка в 25% при перевозке не менее 4,27 млн тонн в год. Также для НПЗ «Роснефти» действует скидка на перевозку нефти — 26,3%.

«Роснефть» выказывала недовольство ценами на транспортировку нефти и нефтепродуктов на фоне снижения мировых цен на нефть. Глава компании Игорь Сечин в мае в ходе встречи с президентом РФ просил снизить тарифы естественных монополий. Тогда Владимир Путин поручил проработать возможность введения «Транснефтью» и ОАО РЖД спецтарифов на время действия соглашения ОПЕК+ по сокращению добычи нефти.

Обращаясь в ОАО РЖД за скидками, «Роснефть» попросила сохранить их до 2030 года на текущем уровне, а также распространить на перевозки на припортовые станции безотносительно того, куда дальше отправляется продукт. Также компания просила дать отдельную скидку в размере 38% на дополнительные объемы экспортных перевозок. В случае с Самарской группой «Роснефть» хотела изменить структуру гарантии, поставив ее в зависимость от расстояния перевозки (более 1,3 тыс. км), включить в гарантированные объемы нефтяной кокс и т. п. По Уфимской группе «Роснефть» признавала, что в связи со снижением переработки не сможет выполнить гарантированный объем. Но была готова при условии предоставления преференций сохранить в 2022–2030 годах объем перевозок на уровне 9,6 млн тонн в год, догрузить недопоставленные 1,8 млн тонн и поставлять порядка 0,5 млн тонн дополнительного объема дизтоплива на условиях скидки в 38%.

Правление ОАО РЖД не везде сохранило действующий уровень скидки: так, по Самарской группе утверждена скидка в 10,9% вместо запрошенных 18%, по Саратовскому НПЗ — не 25%, а 19%. Но остальные предложения «Роснефти» были, по информации “Ъ”, приняты. В ОАО РЖД от комментариев отказались, в «Роснефти» не ответили на запрос “Ъ”.

Введение даже действующих сегодня скидок вызвало сильный протест у конкурирующих с железными дорогами речных перевозчиков (см. “Ъ” от 31 января 2017 года). По итогам 2019 года по реке шло 13% отгрузок нефтепродуктов с Самарской, 5% с Уфимской группы и 12% — с Саратовского НПЗ. Собеседники “Ъ” на рынке речных перевозок в целом оценили новость как негативную, но ждут официального объявления.

Президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта (ИИЖТ) Павел Иванкин называет решение правления «взаимным хеджированием»: ОАО РЖД получает долгосрочную гарантию объемов, а «Роснефть» — твердые ценовые условия. Он отмечает, что монополии, с одной стороны, нужно было выполнить поручение президента, данное после встречи с главой «Роснефти» Игорем Сечиным. С другой стороны, в условиях ухудшения экономики перевозок грузов первого класса ОАО РЖД нужно обеспечить возможность возврата нефтепродуктов на железную дорогу.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что десять лет — это больше, чем срок реализации даже крупного инвестпроекта, и «Роснефти» долгосрочное понимание величины скидки позволяет эффективно разрабатывать производственную, инвестиционную и логистическую стратегию. Получение скидки также важно в преддверии конкурса на перевозку нефтепродуктов с операторами, долгосрочные договоры с которыми истекают в конце первого квартала, говорит эксперт. Для ОАО РЖД, добавляет он, даже с учетом скидок наличие гарантированных объемов поставок нефтепродуктов крайне выгодно: конкуренция как с трубой, так и с речным транспортом довольно острая.

Наталья Скорлыгина

Комментарии
Конфереция