В конце октября прошлого года стало известно, что компания «Роснефть» хотела бы получить статус единственного поставщика нефтепродуктов для федеральных и муниципальных потребителей, в том числе министерств, ведомств, а также бюджетных организаций и учреждений. Участники топливного рынка в подобных попытках «взаимодействия» с государством видят не только в целом угрозу конкуренции в России, но и отмечают нарастающую тенденцию распределения топливного ресурса через Москву, вследствие чего притесняются региональные поставщики и серьезно ограничивается конкурентный рынок.
Статус «Роснефти» как единственного поставщика топлива для федеральных и муниципальных структур ее руководители просили правительство прописать законодательно в федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Напомним, ранее «Роснефть» уже попросила у государства 2,4 трлн руб. из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) для собственных инвестпрограмм, в частности, строительства нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса на Дальнем Востоке. Сумма, которую «Роснефть» просит у государства, сопоставима с величиной уплаченных компанией налогов и сборов (НДПИ, экспортные пошлины, налог на прибыль и тд) в 2013 году - 2,487 трлн руб.
ТЭК в России – не монополия
У «Роснефти» большие долги: во второй половине 2014 года ей предстояло погасить 440 млрд рулей, в 2015 году - еще 626 млрд рублей. Вместе с тем – планы на крупные инвестиционные проекты. Поэтому поиск компании прибыльных «лазеек» объясним. По оценкам участников рынка, поставка нефтепродуктов госструктурам может составить несколько десятков миллиардов рублей (только за первые девять месяцев 2014 года государственные структуры разместили на сайте госзакупок заказы на нефтепродукты почти на 50 млрд руб.); в целом по госзаказам в России осуществляется поставка порядка 15-20% от производимого топлива. Вместе с тем, собеседники Аи92 отмечают, что большинство бюджетных организаций работают в кредит и не делают предоплату за поставки нефтепродуктов. В этом отношении, если компания имеет немалые долги, не совсем понятно, зачем ей такая нагрузка в виде бюджетного потребителя.
Минэкономразвития и ФАС, позиции которых приводят средства массовой информации, выступают однозначно против инициативы «Роснефти». В ведомствах отмечают, что монополизация поставок нефтепродуктов для госструктур приведет к исчезновению конкуренции и росту цен на топливо, а соответственно, к увеличению расходов бюджета.
«Мы однозначно выступаем против монополизации рынка поставок ГСМ федеральным и муниципальным структурам Петербурга. Конкурсные процедуры, которые сейчас обязаны проводить бюджетные организации, значительно экономят бюджетные средства, и полностью соответствуют духу и букве Закона о защите конкуренции», - прокомментировал ситуацию Аи92 руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров. Действующая контрактная система сегодня направлена на развитие конкуренции между производителями топлива, в первую очередь, по цене, поскольку тендерные процедуры проводятся как раз на понижение цены, что дает возможность экономии бюджетных средств. В случае с единственным поставщиком, альтернатива экономии исчезает в принципе.
«Топливно-энергетический комплекс России - это не монопольная структура, на нее распространяется антимонопольное законодательство, это конкурентный рынок, - комментирует Аи92 исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. – На фоне этого претендовать на свою исключительность, на мой взгляд, абсурдно. Компания, имея много долгов, ждет дополнительных источников пополнения своего бюджета. Но антимонопольная служба не позволит ей получить статус единственного поставщика топлива».
А хватит ли топлива?
Присвоив «Роснефти» желаемый статус, государство рискует серьезными социальными последствиями, к которым может привести, например, срыв логистики поставок топлива или авария на НПЗ. Ведь заводы или автозаправочные станции компании есть не во всех регионах России; куда-то поставлять топливо будет очень дорого.
Показательной была ситуация с топливом в 2014 году. 15 июня произошел пожар на Ачинском НПЗ в Красноярском крае, принадлежащем компании «Роснефть», в результате чего образовался дефицит нефтепродуктов, который не способны были предотвратить запасы топлива на российских НПЗ: их уровень упал ниже критичной отметки в 1,4 млн тонн. Авария на НПЗ усугубила ситуацию с обеспечением нефтепродуктами в ряде сибирских регионов. В частности, там случился локальный бензиновый кризис. В начале октября на заправках Иркутской и Новосибирской областей возник дефицит бензина, связанный с недостаточной отгрузкой топлива независимым владельцам АЗС крупными компаниями («Роснефтью» и «Газпром нефтью» с Ангарского, Ачинского и Омского НПЗ). На заправках операторов возникали очереди, на фоне паники среди водителей ряд АЗС региона продавали топливо по завышенным ценам.
Испытывая дефицит топлива с собственных заводов, компания была вынуждена докупать топливо на бирже. Участники рынка справедливо отмечают, что при возможной аварии на любом крупном НПЗ единого поставщика нефтепродуктов для госнужд это грозит не только срывом поставок, но и чрезвычайной ситуацией в регионе.
Региональным поставщикам топлива ограничивают конкуренцию
Собеседники Аи92 обозначают некую тенденцию, когда государственные структуры совместно с вертикально-интегрированными компаниями (ВИНК) на федеральном уровне заручившись некими государственными интересами, проводят необоснованные конкурсные процедуры, определяя все поставки нефтепродуктов через Москву. К примеру, летом этого года та же «Роснефть» и ее дочерние общества согласно распоряжению Правительства РФ были определены единственными поставщиками моторного и авиационного топлива для МЧС России на двухлетний период. Как сообщали в компании, «Роснефть» будет осуществлять поставку топлива для нужд Государственной противопожарной службы МЧС железнодорожным транспортом на территории всех субъектов РФ. В свою очередь, дочернее общество ООО «РН-Карт» окажет услуги по заправке транспорта на АЗС для учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, Северо-Западного регионального центра и главных управлений в других регионах РФ.
По мнению независимых участников рынка, закон о защите конкуренции уже нарушается: ВИНКи, решая свои проблемы и намеренно проводя конкурсные процедуры по госзаказам через Москву, пытаются отсечь региональных поставщиков топлива. Так, подобная преференция «Роснефти» уже является ограничением конкуренции на региональных рынках и требует пристального внимания антимонопольной службы.