«Роснефть» и «Яндекс» запустят бесконтактную оплату бензина на АЗС
Такие и подобные заголовки появились сегодня в лентах большинства ведущих информационных агентств России. Это действительно знаковое событие для развития сервиса Яндекс Заправки, является оно значимым и в целом для всего розничного рынка нефтепродуктов нашей страны. Информационное агентство «АИ-92» не могло пройти мимо столь заметного события. Мы публикуем материал РБК, посвященный данному событию и комментарии по данной теме, любезно предоставленные президентом «Нефтяного клуба Санкт-Петербурга» Олегом Ашихминым АИ92:
«Роснефть» запускает проект по дистанционной оплате топлива через мобильный сервис «Яндекс. Заправки». «Яндекс» сможет почти удвоить число подключенных заправок, а «Роснефть» — ускорить обслуживание и увеличить трафик на АЗС.
Крупнейшая российская нефтяная компания «Роснефть» и «Яндекс» запускают совместный проект по дистанционной бесконтактной оплате топлива через мобильный сервис «Яндекс. Заправки». Об этом РБК сообщили представители обеих компаний.
Сервис «Яндекс. Заправки» позволяет выбрать ближайшую заправку, вид топлива и оплатить бензин, не выходя из автомобиля. Сервис доступен в «Яндекс. Навигатор», по которому ездит 21 млн. российских водителей, в «Яндекс. Карты» и собственном приложении.
С «Яндекс. Заправки» сейчас работает 4150 АЗС, в том числе таких сетей, как «Татнефть», Shell, «Нефтьмагистраль» и ЕКА, а с подключением «Роснефти», под управлением которой находится около 3 тыс. АЗС (под пятью брендами — «Роснефть», «Башнефть», ТНК, BP и Петербургская топливная компания (ПТК), количество таких АЗС увеличится почти вдвое, передал РБК через представителя руководитель «Яндекс. Заправки» Роман Прудников. В итоге приложение покроет более трети из 20 тыс. заправок в России.
Но подключение будет происходить поэтапно, уточняет представитель «Роснефти»: первыми до конца мая к проекту присоединятся 327 АЗС под брендами «Роснефть» и BP в Москве и Московской области, 126 АЗС ПТК в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также 66 АЗС «Башнефть» в Уфе. К осени к мобильному приложению подключатся более 1100 АЗС из других крупных городов России, постепенно сервис сможет работать со всей сетью заправок компании, уточнил собеседник РБК.
Подключение к «Яндекс. Заправки» положительно повлияет на бизнес партнеров, потому что процесс заправки ускоряется — среднее время у колонки составляет одна-две минуты, что существенно увеличивает пропускную способность АЗС, отмечает представитель «Яндекса». Кроме того, подключенные АЗС получат дополнительный трафик, например за счет таксистов или пользователей «Яндекс. Навигатор».
«Яндекс», в свою очередь, получает комиссию от партнеров, но ее размер официально не раскрывается. Источник, знакомый с условиями подключения «Яндекс. Заправки» с другими нефтяными компаниями, в марте 2020 года рассказывал «Ведомостям», что размер комиссии может колебаться, в среднем она составляет около 2% от стоимости продаж топлива.
По данным ИТ-компании, ее сервисом постоянно пользуются уже более 900 тыс. автомобилистов, а за первый квартал 2020 года через него заправились на сумму около 3 млрд. руб. «Доля водителей, которые заправляются с помощью приложений «Яндекса», за последний месяц выросла в два раза. Это значит, что автомобилисты все чаще выбирают станции с быстрой и безопасной оплатой топлива», — отметил Прудников.
«Реалии современного розничного рынка требуют от АЗС не только наличия качественного моторного топлива, но и высокого уровня сервиса. Именно по этому параметру компании сегодня конкурируют между собой. Для повышения качества и скорости обслуживания клиентов «Роснефть» следует актуальным тенденциями развития рынка, активно внедряя цифровые решения. Например, такие, как бесконтактная оплата топлива», — добавила вице-президент по розничному бизнесу «Роснефти» Аврил Конрой. Она уверена, что сотрудничество с «Яндексом» позволит достичь «значительной синергии», но конкретных цифр не называет.
Ранее «Роснефть» совместно с Тинькофф Банком и МКБ запустила сервис оплаты топлива через мобильное приложение на розничной сети ВР в России.
А на АЗС «Газпром нефти», которая является третьей по размеру нефтяной компанией в России после «Роснефти» и ЛУКОЙЛа (управляет сетью из около 1200 АЗС), уже работает бесконтактная оплата через два мобильных приложения — «АЗС.GO» и «Сеть АЗС «Газпромнефть». Оба приложения — собственная разработка компании. Ежемесячная аудитория приложения «Сеть АЗС «Газпромнефть» — около 1,6 млн пользователей. Прирост продаж через оба приложения — около 20% в месяц. Приложения «Газпром нефти» — первые сервисы в России по бесконтактной заправке, сказал РБК представитель компании. Он подчеркнул, что «Газпром нефть» не ведет переговоров о работе через «Яндекс. Заправки», так как ей важно самостоятельно управлять ожиданиями клиентов, предоставляя им скидки и спецпредложения, что невозможно сделать через сторонние сервисы.
Первоисточник статьи на РБК: https://www.rbc.ru/business/14/05/2020/5ebbe5aa9a7947f9e40b1fdc
Генеральный директор Информационного агентства «АИ-92» Дмитрий Королев попросил прокомментировать данное событие президента НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олега Ашихмина:
Олег Борисович как вы оцениваете данное событие?
- Я считаю это событие прорывным для развития сервиса «Яндекс. Заправки», да и для всего розничного рынка нефтепродуктов нашей страны. Тем более, что отношения сервиса с ВИНК-ами развивались очень не ровно. Первоначально сервис развернул свою деятельность на сети АЗС Лукойла, затем для сервиса стали доступны и АЗС Газпромнефти. Но, в какой-то момент, эти ВИНКи отказались от сотрудничества с Яндексом в этой области. Но, нет худа без добра, и данное событие ускорило привлечение в сервис независимых операторов сетей АЗС, которые как раз остро нуждались в дополнительных каналах реализации, каковым и стал сервис «Яндекс. Заправки». Данная ситуация помогла в развитии не только владельцам сетей АЗС но и сервису BENZUBER, который стал партнером «Яндекс. Заправки» и привлек в сервис значительное количество независимых АЗС, взяв на себя рутинную работу по заключению договоров и работ по интеграции АЗС.
Что-же, на ваш взгляд, послужило причиной отказа Лукойла и Газпромнефти от продолжения сотрудничества с «Яндекс Заправки»?
Каждая из этих компаний создала собственное мобильное приложение с подобным функционалом и менеджмент этих компаний, по всей видимости, предпочел работать со своими клиентами напрямую, а не перепоручать эту деятельность сторонней компании, пуска даже такой знаковой как Яндекс. Думаю, что если бы речь шла только физических лицах - простых автомобилистах, то представители Лукойла и Газпромнефти нашли бы общий язык с Яндексом и сотрудничество продолжалось-бы. Но в планы «Яндекс. Заправки» входит и экспансия на корпоративный рынок, рынок предоставления услуг заправки юридическим лицам, пассажирским и грузоперевозчикам, экспедиторским компаниям. А это многомиллиардный рынок, топливные компании считают его своим и не собираются ни с кем делиться, планируют выстраивать прямую работу с корпоративными клиентами через свои сбытовые подразделения.
Ведь даже не очень долгий период работы сервиса «Яндекс. Заправки» показывает, что основные обороты в нем принадлежат именно корпоративным клиентам. На долю физических лиц, простых автомобилистов, приходится не более 7-10% реализации «Яндекс. Заправки», а более 90% оборотов дают именно юридические лица, сейчас это, в основном, таксопарки. Но есть у Яндекса предложения и для других категорий перевозчиков. Именно это, на мой взгляд, насторожило представителей Лукойла и Газпромнефти, и послужило причиной отказа от дальнейшего сотрудничества.
Почему-же представители Роснефти пошли другим путем?
Думаю, что представителей Роснефти заставил по-другому взглянуть на этот сервис успешный опыт Петербургской топливной компании в области сотрудничества с «Яндекс. Заправки». ПТК, к моменту приобретения этой сети Роснефтью, уже почти два года успешно сотрудничали с Яндексом. И, по моим сведеньям, первоначально, в планы Роснефти входило прекратить сотрудничество с сервисом «Яндекс Заправки». Однако, проанализировав обороты по данному сервису, менеджмент Роснефти пришел к выводу, что неразумно отказываться от реализации более чем на 1 миллион рублей в сутки. Ведь к моменту продажи сети на некоторых АЗС ПТК реализация нефтепродукты через Яндекс составляла 5, а на некоторых, особо востребованных у таксистов АЗС, даже 10% суточного оборота. При этом, в случае отказа от сотрудничества с Яндексом, эти объемы вполне предсказуемо перекачивали бы на другие сети. Ведь к тому времени в Санкт-Петербурге с Яндексом уже сотрудничали и Shell, и Фаэтон.
В публикациях СМИ мы видим информацию о предстоящем подключении сервиса «Яндекс. Заправки» к сетям АЗС, эксплуатируемых Роснефтью, а из Ваших слов следует, что в Санкт-Петербурге сервис уже длительное время функционирует на сети АЗС, принадлежащей Роснефти?
В конце лета 2019 года было объявлено о завершении сделки по продаже сети АЗС Петербургской топливной компании Роснефти. К тому времени на всех АЗС ПТК функционировал сервис "Яндекс. Заправки". Он и продолжил функционировать на всех приобретенных Роснефтью АЗС ПТК. Часть из этих АЗС уже прошли процесс ребрендинга и эксплуатируются в цветах и под логотипами Роснефти. Думаю, что в своем пресс-релизе, направленном в СМИ, менеджеры компании не указали на эти факты исходя из маркетинговых соображений. Тем более что бренд ПТК, исходя из планов Роснефти по переоформлению приобретенных АЗС, к концу года исчезнет с карты Петербурга и Ленинградской области.
Хочу отметить, что сервис прижился, востребован и динамично развивается. Многие пользователи, как из числа корпоративных клиентов, так и из числа рядовых автомобилистов уже не представляют обслуживание на АЗС иным способом, как заправка и расчет непосредственно у ТРК с экрана смартфона. Стоит только вспомнить тот вал звонков, который поступал, в том числе, и в Нефтяной клуб, когда из-за технического сбоя 01.04.20 г. сервис «Яндекс, Заправки» почти на сутки перестал функционировать на всех АЗС ПТК.
Как, на Ваш взгляд, объявление о масштабном сотрудничестве Роснефти и Яндекса повлияет на отношение к вопросу сотрудничества с «Яндекс. Заправки» со стороны остальных ВИНКов?
Этот вопрос лучше задать представителям ВИНКов. Однако, думаю, что сотрудничество Роснефти с Яндексом, да еще столь ярко анонсированное, может являться своеобразным приглашением и для других компаний к диалогу о таком сотрудничестве с «Яндекс. Заправки», и неплохим стимулом.
Спасибо Вам за столь оперативно предоставленные комментарии!