Ритейл включает drive. «Вкусвилл» тестирует формат кофеен для автомобилистов

Российский ритейл присмотрелся к формату автокафе. Его уже начал тестировать «Вкусвилл». Сеть магазинов совместно с партнером Coffee Machine запустила пилотный проект кофеен для автомобилистов, сообщил “Ъ FM” представитель ритейлера.

Первая такая точка под названием «Бодрю» открылась в Подмосковье. В зависимости от результатов, компания будет принимать решение о расширении этого направления бизнеса, говорит лидер по связям с общественностью компании «Вкусвилл» Дарья Плотникова: «В основе нашей идеи создание придорожных кафе с вовлеченным сервисом, вкусными и полезными продуктами — все по формату To Go и Drive-through. Мы хотим, чтобы наши покупатели имели возможность для комфортного и здорового питания в дороге. В ассортименте свежеприготовленные блюда, а не разогретые. В меню завертоны с разными начинками, панини, кесадильи, салаты, десерты — в общем, разнообразие в таких форматах, чтобы можно было удобно есть в пути. И, конечно, кофе и авторские напитки.

Планируется ли открытие таких кафе в Москве или других городах? Первая кофейня "Бодрю" уже открылась в Московской области. Проект находится на этапе тестирования. Впереди у нас достаточно много работы, тестов, изучения потребностей наших покупателей. По итогу первых результатов уже будет приниматься решение о масштабировании проекта».

Может ли проект автокафе от «Вкусвилла» оказаться удачным кейсом? Председатель Федерации рестораторов и отельеров России Сергей Миронов полагает, что ритейлеру будет сложно добиться успеха: «В бизнес заходит непрофильный игрок. "Вкусвилл" — все-таки это магазины. Они попробовали "АндерСон", пробуют другие форматы, пытаются зайти на рынок общепита, и далеко не всегда какое-то предприятие, меняя формат, достигает успеха. Обычно обратная ситуация: все это пробуют, все это щупают, им кажется, что глубокий океан, можно везде все запустить. Время покажет. Если бы туда заходил опытный ресторатор, то прогноз был бы скорее благоприятный.

Здесь не факт, что это будет интересно. Непрофильный игрок — это другие бизнес-процессы, другая операционка, другие технологии. Сама команда заточена под иной бизнес, под другую работу. Мы много говорим про здоровое питание, но пока оно почти ни у кого не прижилось. Потребитель к этому не готов. К разговорам о здоровом питании готов. Сказать, что это преимущество, нет. Скорее для бизнеса некий недостаток, потому что сложнее работать».

В России формат Drive in появился почти 30 лет назад. В 2021 году в местной структуре McDonald’s утверждали, что ежедневно «МакАвто» обслуживает свыше 300 тыс. машин. Однако набирать популярность такие заведения начинают только сейчас, считает владелец кофеен Take&Wake Алексей Петропольский. По его словам, при грамотной бизнес-стратегии этот формат принесет внушительную прибыль: «Если мы взять американский и европейский опыт, то там заправка — это почти гипермаркет. В той же Италии можно даже вина выпить и хорошенько подкрепиться в ресторане на территории заправочных комплексов. Там есть и мотели, и магазины, и места для отдыха и зарядки, для постановки кемпингов.

Конечно, владельцы прекрасно понимают, что это приносит денег больше, чем наценка на бензин. В России формат только развивается, и это либо мобильные кофейни, либо кофейни самообслуживания. Take & Wake ставит такие аппараты, и мы можем вам сказать, что они приносят чистую выручку от 10 тыс. руб. до 100 тыс. руб. в день. Это довольно большие деньги, поэтому это действительно выгодно, за этим есть перспектива».

Другие российские компании, например, автозаправки, также активно развивают сети придорожных кафе. У «Газпромнефти» в 2023 году было свыше 1,2 тыс. точек Drive Cafe, в меню кафе от ЛУКОЙЛа, кроме фастфуда и выпечки, есть еще роллы, паста карбонара и лапша вок. На нескольких заправках «Нефтьмагистраль» работают пиццерии «Папа Джонс».

Анна Кулецкая

Комментарии