Михаил Колесников (эксперт,
основатель группы компаний Benzа)
В прошлом году объединенная компания Wildberries и Russ объявила о
запуске собственной сети АЗС, где штатные водители смогут заправляться на более
выгодных условиях. Известно, что заправочные пункты будут располагаться на
территории логистических центров, а оплата топлива будет производиться с
помощью QR-кода в приложении.
Это решение не стало
неожиданностью для игроков рынка. Как известно, топливо для логистических
компаний - самая большая часть расходов. У Wildberries огромные масштабы
передвижений по России, тысячи автомобилей потребляют колоссальные объемы
бензина и ДТ. Создав свою топливную инфраструктуру, оператор, во-первых, сможет
закупать топливо по оптовым ценам, где даже три-четыре рубля с одного литра
помогут добиться большой экономии. Во-вторых, это возможность сократить сроки
доставки товаров. Водители будут заправляться в логистических центрах, не тратя
время на заезд на сторонние АЗС. Также важно, что работу всей автозаправочной
сети сможет контролировать автоматизированная система учета топлива.
Многие крупные российские
компании, имеющие большое количество техники, тоже отстраивают и цифровизируют
топливную инфраструктуру. Свои заправки есть на предприятиях
"Технониколь", ГК "Дамате" и других крупных организаций.
Благодаря этому удается четко фиксировать все операции по расходу и прибытию
топлива - от заправки в бак автомобиля до запасов в резервуаре, а также
формировать отчеты с возможностью интеграции с другими системами, например
бухгалтерскими или учетными. На первый взгляд в хозяйственной деятельности это
не так важно. На самом же деле через грамотный контроль процессов движения
топлива транспортный парк предприятия увеличивает производительность и снижает
издержки. В некоторых случаях экономия доходит до миллиона рублей в месяц.
Подобная практика давно и успешно
реализуется за рубежом. Например, в США сеть Walmart управляет более чем
тысячей АЗС. Один из крупнейших в мире ретейлеров Costco Warehouses имеет
заправочную станцию в 75 процентах своих заведений. В Европе британская сеть
Tesco также располагает внушительной сетью АЗС по всей Великобритании.
Собственные заправки ретейлеров
чаще всего имеют более низкие цены и удобное расположение. Наличие заправочной
станции на территории может значительно сэкономить время для клиентов, которым
нужен бензин во время покупок или выполнения других поручений, а также
расширить для них программы лояльности.
Собственные заправки ретейлеров
имеют более низкие цены и удобное расположение
Таким образом синергия розничной
торговли и топливного бизнеса создает уникальные возможности для развития
отрасли.
Особый интерес представляет
ситуация в Центральной России, где рынок АЗС демонстрирует постоянный рост. В
ЦФО находится почти четверть всех заправок. Сети АЗС очень активно осваивают
рынок, стремясь занять доминирующее положение в регионах, где уже сосредоточено
большое количество станций той или иной компании. Это помогает эффективно
управлять заправочными комплексами в рамках одного региона, снижая затраты на
доставку и хранение топлива.
ЦФО по итогам прошлого года также
стал лидером по количеству построенных АЗС малых форматов. Этот тренд объясняется
стремлением к разумной экономии. Во-первых, строительство АЗС, где будет
установлена контейнерная автозаправочная станции, выходит в три-четыре раза
дешевле обычной. Во-вторых, собственники сетей понимают, что со временем
актуальность бензиновых заправок будет снижаться, так как будет появляться все
больше электромобилей. Поэтому крупным заправочным комплексам уже неинтересно
поддерживать имидж бензиновых гигантов - гораздо выгоднее развиваться в сторону
универсальности и открывать в комплексах АЗС заправки под разные виды топлива.
Такая тенденция неизбежно ведет к уменьшению запасов хранения жидкого топлива
на объектах.
По наличию распределительных
центров крупных маркетплейсов в России лидируют Москва и Санкт-Петербург и
города-миллионники. Вероятно, что территориально они же станут
первооткрывателями в части строительства АЗС при распределительных базах.
Крупнейшие из них расположены в Московской области: в Подольске, Коледино,
Электростали, Домодедово.
Что касается заправок
Wildberries, то здесь пока сложно предугадать, но, возможно, решение компании о
создании сети АЗС связано с доступностью и универсальностью формата мобильных
автозаправочных станций. Скорее всего, это будут не крупные комплексы, которые
предпочитают сетевые компании, а наземные быстровозводимые контейнерные АЗС,
мобильные и полумобильные. Они легко монтируются, стоят недорого, а работают
как традиционные АЗС.
ЦФО стал лидером по количеству
АЗС малых форматов
Что касается планов маркетплейса
в дальнейшем открыть заправки для партнеров и других водителей, то в этом нет
большой перспективы. Заработок от продажи топлива не сможет принести ожидаемого
дохода, а вот заправка корпоративного транспорта, наоборот, будет снижать
издержки и значительно экономить прибыль. Маловероятно, что на своих АЗС они
будут заправлять частные автомобили. Скорее всего, основным видом топлива там
будет дизель. Даже если добавить бензин, объем продаж физлицам будет ничтожно
мал по сравнению с оборотом Wildberries.
Тем не менее выход ретейлеров на
рынок АЗС - это не просто диверсификация бизнеса, а стратегический шаг к
созданию комплексной инфраструктуры обслуживания клиентов. Такой подход
позволяет максимально эффективно использовать логистические цепочки и
клиентскую базу.