Реки вверх: власти прорабатывают создание сети плавучих заправок

Павел Вихров

В России могут создать сеть плавучих заправок для маломерных судов. Такая инициатива обсуждалась на совещании замглавы Минэкономразвития Дмитрия Вахрукова. Эксперты отмечают, что мера актуальна на фоне роста активности туризма внутри страны и развития речного транспорта. Сейчас такие заправки есть для крупных судов.

Плавучие заправки для маломерных судов

В России могут создать сеть плавучих заправок для маломерных судов — мера обсуждалась на совещании замглавы Минэкономразвития Дмитрия Вахрукова, следует из протокола, с которым ознакомились «Известия». Инициатива изучается ведомством в рамках проработки развития туризма, пояснил редакции источник в госорганах.

— Сегодня в стране достаточно большое количество маломерных судов, это направление востребовано и интересно бизнесу. Вместе с тем, инфраструктура не обеспечивает необходимого количества заправочных станций, — заявили «Известиям» в Минэкономразвития.

Представители бизнеса не раз обращались в ведомство с просьбой решить этот вопрос, отметили в министерстве.

— Мы работаем над тем чтобы включить мероприятия по упрощению создания плавучих заправок судов на воде (ПЗС) в дорожную карту трансформации делового климата в туризме, цель которой — упрощение излишних административных барьеров для бизнеса. Увеличение числа заправок позволит дать дополнительный импульс этому туристическому направлению и сделает данную сферу прозрачной, а также предотвратит случайные разливы топлива, — отметили в Минэкономразвития.

В МЭР добавили, что в целях упрощения требований к заправкам судов на водных объектах ведомство предлагает закрепить статус плавучих заправок судов на воде (ПЗС) и снять ограничения по их размещению.

Также в Минэкономразвития отметили, что считают важным изменить технический регламент, предусмотреть в правилах строительства марин соответствующий раздел по строительству плавучих заправочных станций и решить вопросы водопользования.

Ранее власти сообщали, что к 2030 году в РФ планируется увеличить пассажирооборот на реках до 19 млн человек. В 2022-м этот показатель составил 9,1 млн человек, указывали в Минтрансе. «Известия» направили запросы в МЭР, Минтранс и Минэнерго.

— Развитие сети заправок, в том числе плавучих, — это необходимость в условиях развития внутреннего туризма. Речной транспорт всегда был самым дешевым и для перевозки пассажиров, и для перевозки грузов. Необходимость развития инфраструктуры на водных путях существует. Можно только приветствовать решение правительства проработать указанный вопрос. К сожалению, данная инфраструктура сейчас не упорядочена: нет единых реестров и маршрутов. Поэтому нужно сначала четко оценить логистику и определить точки, где необходимы плавучие АЗС, — пояснил «Известиям» зампред экспертного совета всероссийского конкурса «АЗС России» Игорь Маслов.

Доля внутреннего туризма в ВВП России должна вырасти вдвое — до 5% в ближайшие 10 лет, заявил президент Владимир Путин на совещании по вопросам развития проекта федеральных круглогодичных курортов в марте. Кроме того, глава государства призвал почти вдвое увеличить количество ежегодных путешествий по стране.

— Развитие внутреннего туризма даст дополнительный импульс к росту речных пассажирских перевозок. Планируется, что российские верфи в 2024 году выпустят 74 гражданских судна. Реализация подобных планов должна сопровождаться и развитием заправочной инфраструктуры. Такая система в России существует много десятилетий и речной бункеровкой занимаются в том числе и ведущие отечественные вертикально-интегрированные нефтяные компании («Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл»). Объем реализации бункерного топлива на внутренних водных путях России составляет примерно 600 тыс. т в год, — заявил «Известиям» доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов.

«Известия» направили запросы в нефтяные компании.

Инфраструктура для заправок

В России налажена система бункеровки только для крупных судов и практически отсутствует заправочная инфраструктура для малотоннажного водного транспорта (гидроциклов, лодок, яхт), отметил в разговоре с «Известиями» гендиректор ООО «ЭдАн Инжиниринг» (производитель заправочного оборудования) Эдуард Анимаев. В итоге владельцы такого транспорта зачастую вынуждены заправлять его из канистр, так как специальные заправочные объекты для него единичны, говорит он.

При этом одна из основных проблем развития заправок для маломерных судов сегодня связана с несовершенством законодательства — пока в нем нет реалистичных требований в области экологии, считает эксперт.

Так, например, сегодня с одной и той же АЗС нельзя одновременно заправлять на суше и водный транспорт, подплывающий к берегу, отметил Эдуард Анимаев. Заправка судов с берега — самый безопасный способ, считает эксперт, но законодательно он невозможен. Это ограничивает потенциал применения российских технологий, так как в нашей стране производятся заправочные системы, которые применяются по всему миру, но в РФ запрещены, добавил эксперт. Такая ситуация не создает для бизнеса стимулов к развитию и вложению в подобные проекты, заключил Эдуард Анимаев.

Еще одна проблема для тех, кто готов строить подобные сети — такие проекты должны соответствовать не только требованиям, предъявляемым к обычным АЗС, но и стандартам, применяемым при строительстве морских терминалов по перевалке нефтепродуктов, согласен член экспертного совета комитета Госдумы по энергетике Дмитрий Тортев. Это очень сложный процесс согласований в различных инстанциях, отметил эксперт.

— Сейчас, в достаточно активный теплый сезон, вопрос речного малотоннажного транспорта весьма актуален. И, действительно, для заправки людям приходится идти на ухищрения — хранить и перемещать (не всегда безопасным способом) топливо в канистрах. И инфраструктуры правда не хватает. Решить данный вопрос можно было бы путем установки на сезон мобильных заправок или заправок контейнерного типа, — говорит президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов.

Глава НТС подчеркнул: для успешного развития инфраструктуры необходимо плотное взаимодействие бизнеса с органами государственной власти: операторам необходимо дать места для установки и в целом помощь в упрощении многих бюрократических процедур, так как любая заправка — опасный объект, имеющий ряд сложностей и нюансов с установкой, доставкой и подачей топлива.

Сегмент маломерных судов — премиальный и несущественный по объемам, отметил зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев. Поэтому сегодня, по его мнению, нет необходимости создавать масштабные федеральные программы для решения проблемы плавучих заправок. Вопрос может быть решен силами бизнеса, заключил он.

Комментарии