Мнение эксперта: Тимура Каканова,
управляющего партнера Legacy Motors.
Еще несколько лет назад компания Porsche взяла курс на масштабную
электрификацию модельного ряда, но грандиозные планы изменились
Предыстория: ставка на электромобили
Еще несколько лет назад компания
Porsche взяла курс на масштабную электрификацию модельного ряда. К 2030 году
компания планировала довести долю электрических машин в своих продажах до 80%.
Первый электромобиль бренда — седан Porsche Taycan — получил позитивный отклик
рынка, доказав, что даже производитель спортивных авто с традициями может
успешно выйти в сегмент EV. Вслед за Taycan появились новые электромодели — в
2024 году вышел кроссовер Macan, в планах были компактные спорткары 718
Boxster/Cayman и полностью электрический флагманский внедорожник.
Амбициозные планы отражали
мировой тренд: Европа рассматривала запрет продаж ДВС-машин с 2035 года, а на
рынке усиливалась конкуренция со стороны новых электробрендов. Porsche вложила
большие средства в разработку электромобилей, рассчитывая сохранить
технологическое лидерство в премиум-сегменте.
Неоправдавшиеся ожидания: почему Porsche меняет курс
Реальность внесла коррективы в
стратегию. Гендиректор Porsche Оливер Блюме признал, что спрос на премиальные
электромобили растет медленнее прогнозов, и компании приходится адаптироваться.
Основные причины поворота обратно к бензину и гибридам следующие:
- Охлаждение спроса на дорогие EV. Продажи электроседана Taycan
оказались ниже ожиданий. В целом премиальный сегмент столкнулся с трудностями:
Mercedes-Benz испытывает проблемы со сбытом флагманского EQS, Audi фиксирует
спад интереса к своим электро-моделям в Китае. На этом рынке местные бренды
(BYD, Xiaomi и др.) предлагают электромобили значительно дешевле, отбирая
клиентов у немецких марок.
- Высокие издержки и пошлины. Производство электрокаров оказалось
дороже, чем ожидалось — батареи и сложное ПО снижают маржу. Дополнительно
ударили внешние факторы: например, повышение таможенных тарифов в США.
- Консервативный покупатель. Первоначальный ажиотаж вокруг EV
сменился более сдержанным спросом. Многие автолюбители не торопятся
отказываться от привычных бензиновых моделей. Для части клиентов (особенно
поклонников спорткаров Porsche) электромобиль пока не стал равноценной заменой
машине с ДВС по характеру и эмоциям, поэтому переход на EV откладывается.
- Смягчение регуляторов. Евросоюз допустил исключение для
автомобилей на синтетическом топливе после 2035 года, и Porsche намерена этим
воспользоваться. Компания инвестировала около $100 млн в проект e-fuel —
синтетического водородного топлива — и рассчитывает, что к 2035 году требования
смягчат. Если технология оправдает себя, Porsche сможет сохранять часть
традиционных моделей без ущерба для экологии, снижая необходимость спешить с
полным переходом на EV.
Цена смены стратегии
Пересмотр курса принес ощутимые
финансовые потери. Концерн Volkswagen оценил, что корректировка планов Porsche
обойдется примерно в €5,1 млрд, а операционная прибыль самой Porsche в 2025
году будет на €1,8 млрд меньше из-за отказа от ряда электропроектов. Уже по
итогам первых трех кварталов 2025 года прибыльность резко упала: операционная
прибыль рухнула на 99% — с более €4 млрд до €40 млн. Выручка за этот период
снизилась примерно на €1,7 млрд.
На этом фоне компания сократила
свои прогнозы и планы. Целевая рентабельность бизнеса на 2025 год урезана до
~2% вместо прежних 5–7%. Акции Porsche AG отреагировали падением примерно на
3%. Также Porsche пересмотрела производственные ориентиры: годовой объем продаж
сокращен с 300 тыс. до 250 тыс. машин. Для сокращения затрат производитель
намерен оптимизировать штат — около 1 900 рабочих мест планируется сократить к
2029 году. Такой шаг не характерен для Porsche в годы роста, но нынешняя ситуация
диктует необходимость жесткой экономии.
Что дальше: баланс традиций и прогресса
Новая стратегия Porsche — более
гибкое сочетание разных технологий. Компания продлевает «жизнь» бензиновым и
гибридным моделям: нынешние Panamera и Cayenne с ДВС останутся в производстве
минимум до начала 2030-х. Выход новых моделей также пересмотрен. Анонсированный
флагманский SUV должен выйти сначала с традиционными двигателями — бензиновым и
гибридным — вместо изначально планировавшегося чисто электрического исполнения.
Пересмотрена и концепция будущих спорткаров: следующее поколение 718
Boxster/Cayman получит также версии с ДВС (первоначально планировалась только
электроверсия).
Кроме того, приверженность
двигателям внутреннего сгорания подтверждается недавним патентом на новую
конфигурацию двигателя W18. Разработка Porsche предусматривает три ряда по
шесть цилиндров с общим коленчатым валом, что позволяет разместить систему
выпуска между рядами и применить продвинутое охлаждение для повышения мощности
и экономичности. Хотя подача заявки не гарантирует серийного производства, сам
факт работы над столь сложными и компактными 18-цилиндровыми (а также W15, W12
и W9) агрегатами свидетельствует о желании Porsche сохранить ДВС в строю,
защищая интеллектуальную собственность и потенциально готовя почву для будущих
гиперкаров.
Это не означает отказа Porsche от
электромобилей — скорее, более осторожное их внедрение. В ноябре 2025 был
представлен Porsche Cayenne Electric, а доля продаж электрической версии Macan
по итогам 6 месяцев 2025 года составила 60%. При этом бензиновый Macan
останется в производстве как минимум до 2027 года. Компания делает ставку на
широкую гибридизацию модельного ряда и будет переводить его на электротягу
постепенно, по мере готовности технологий и спроса. Покупателям предоставят
выбор: классический бензиновый (или гибридный) Porsche для приверженцев
традиций — и современный EV для тех, кто готов к новому.
Тимур Каканов
Legacy Motors
Эксперт компании