Президент РФ Владимир Путин
подписал указ «О некоторых мерах экономического характера в
топливно-энергетической сфере». Согласно документу, порог отклонения для
выплаты топливного демпфера по бензину и дизельному топливу не будет
учитываться с 1 октября 2025 до 1 мая 2026 года. Подробнее о мере, ее причинах,
а также ценах на топливо в России в 2025 году — в материале «Известий».
Мораторий на обнуление
топливного демпфера: что известно
12 октября на официальном интернет-портале правовой информации был
опубликован указ, подписанный Владимиром Путиным, согласно которому вводится
мораторий на обнуление топливного демпфера.
«Установить, что впредь до внесения изменений в Налоговый кодекс
<...> расчет величины Кдемп <...> определяется в установленном
порядке без применения условия о допустимых отклонениях средних за налоговый
период оптовых цен реализации в Российской Федерации автомобильного бензина
АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5», — говорится в документе.
В Минэнерго России также сообщили, что эта отсрочка поможет
стабилизировать цены на бензин: «Введение моратория на обнуление топливного
демпфера позволит сохранить расчет демпфирующей надбавки на моторное топливо
для его производителей и будет способствовать стабилизации ценовой ситуации на
внутреннем рынке моторного топлива».
По мнению экспертов, мораторий на обнуление топливного демпфера важен
для всех участников рынка (от крупных агрохолдингов до автовладельцев) и
обеспечивает предсказуемость. Бизнес сможет планировать логистические и
производственные затраты, не закладывая в бюджет риски резкого или внезапного
роста цен на топливо.
Минэнерго: обнуление топливного
демпфера стабилизирует цены на бензин и дизель
Топливный демпфер: что это
Формирование цен на топливо на внутреннем рынке России регулируется
демпферным механизмом, предназначенным для сглаживания влияния
внешнеэкономических и геополитических факторов.
Суть демпфера заключается в расчете разницы между экспортной
стоимостью топлива и установленной законодательно индикативной внутренней
ценой. Если экспорт топлива становится выгоднее его реализации внутри страны,
государство компенсирует нефтеперерабатывающим компаниям разницу. В обратной
ситуации компании перечисляют средства в госбюджет.
Такая система позволяет удерживать рост розничных цен на топливо в
пределах уровня инфляции. По данным за 2024 год, нефтяные компании по
топливному демпферу получили из российского бюджета 1,815 трлн рублей, в 2023
году эта сумма составила 1,588 трлн рублей, а в 2022 году — 2,171 трлн рублей.
Данный механизм был введен в 2019 году, средства выплачиваются не в
каждом случае. Согласно Налоговому кодексу, если средняя оптовая стоимость
бензина отклоняется от индикативной на 10%, а стоимость дизеля — на 20%, то
демпфер за этот месяц не выплачивается. В 2025 году индикативная цена
составляет 60,4 тыс. рублей за тонну бензина и 57,2 тыс. рублей за тонну
дизеля.
Рост цен на топливо в России в
2025 году
10 октября 2025 года сообщалось, что цены на бензин в России в
сентябре относительно августа выросли на 2,58%, в предыдущем месяце эта цифра
составила 1,81%, а в июле — 1,37%. Бензин марки АИ-92 подорожал на 2,8%, АИ-95
— на 2,5%. Относительно же сентября 2024 года увеличение цены составило 12,73%.
Рост цен на дизельное топливо в сентябре 2025 года составил 1,5% в
сравнении с августом.
Эксперты ранее сообщали, что ключевое влияние на цены оказывали акцизы
и логистические издержки. Кроме того, независимые АЗС в среднем продают топливо
дороже, чем заправки крупных компаний. Также появлялись сообщения, что с начала
осени в ряде регионов РФ наблюдалась нехватка топлива на АЗС. Среди них: Хабаровский
край, Крым, Калуга, Курская область, Поволжье, Ставропольский край и другие.
Дефицит объяснялся ростом цен на бирже, снижением производственных
мощностей и сложностями логистики. Среди других причин эксперты выделяли
увеличение внутреннего спроса в период сельскохозяйственных уборочных работ и
сезона отпусков, а также плановые и экстренные ремонтные работы на НПЗ.
При этом 8 октября вице-премьер Александр Новак говорил, что нефтяники
нарастили выпуск топлива в России, а вопросы с доставкой решаются в ручном
режиме, глобальных проблем на топливном рынке сейчас нет. Он также добавил, что
в целом на топливном рынке есть баланс спроса и предложения.