Александр Кондратьев, Аглая
Степанова
Многие продающие бензин автозаправки в настоящее время работают себе в
убыток, ряд независимых АЗС уже закрывается. Об этом говорится в письме
Российского топливного союза вице-премьеру Александру Новаку. Принятые кабмином
меры, по мнению авторов письма, недостаточны для изменения ситуации к лучшему.
В свою очередь, власти полагают, что положение дел на топливном рынке России
«абсолютно контролируемое», а ситуация вскоре стабилизируется.
Рентабельность продающих бензин
автозаправок в настоящее время отрицательная, ряд независимых АЗС уже
закрывается, говорится в письме Российского топливного союза (РТС)
вице-премьеру Александру Новаку. Выдержки из него приводит «Интерфакс».
Документ направили в правительство 30 сентября.
В письме утверждается, что из-за
снижения производства бензина и сокращения его биржевых продаж в стране
наблюдается рост оптовых цен, которые сравнялись, а в некоторых регионах даже
превысили розничные. Кроме того, заметно выросли эксплуатационные затраты,
тарифы на логистику, кредитная и налоговая нагрузка — в результате
«рентабельность розничного ретейла по бензинам стала глубоко отрицательной».
Вторая обозначенная в письме
проблема — срыв сроков отгрузки биржевого бензина при объемах «существенно ниже
заключенных сделок». При этом, как утверждают в РТС, нефтяные компании в первую
очередь отгружают бензин собственным сетям сбыта в ущерб независимым
покупателям.
Подобное развитие событий грозит
независимым владельцам АЗС (число которых составляет около 60% от общего числа
заправок РФ) прекращением деятельности, утверждают в Российском топливном
союзе.
К уже принятым правительством
мерам по регулированию топливного рынка, среди которых запрет экспорта бензина,
в РТС относятся несколько скептически и утверждают, что ситуацию они
практически не поменяли.
Что предлагают?
В своем письме РТС выдвинул
несколько предложений. Среди них:
— полностью выполнить
рекомендации Минэнерго по объемам мелкооптовых и биржевых продаж, а также
срокам и объемам отгрузки по биржевым сделкам;
— при регулировании роста
розничных цен на моторное топливо использовать композитный индекс инфляции,
учитывающий рост налоговой и кредитной нагрузок (сейчас используется индекс
потребительских цен);
— ввести временный запрет
экспорта дизельного топлива для производителей с его реализацией до наступления
холодов.
Что говорит статистика
ТАСС со ссылкой на аналитиков
исследовательской группы «Петромаркет» сообщал, что по состоянию на 19 сентября
российские АЗС в среднем несли убыток в размере 4,3 рубля для каждого
проданного литра АИ-92 и убыток в размере 3,8 рублей для каждого литра АИ-95.
По данным аналитической компании
«ОМТ-Консалт», которые приводит «Коммерсантъ», в период с 28 июля по 22
сентября количество продающих бензин АЗС в РФ сократилось на 2,6%, или на 360
объектов. В большей степени это затронуло независимые компании (4,1%).
Издание отмечает, что из-за
плановых ремонтов и инцидентов на НПЗ в 2025 году выпуск бензина снизился
примерно на 10% — со 123,6 тыс. тонн в январе до 110-112 тыс. тонн в сентябре.
«Коммерсантъ» приводит мнение
одного из участников рынка, который отмечает, что дефицит бензина в России в
сентябре составил около 400 тыс. тонн из стандартных ежемесячных поставок в 2
млн тонн, то есть примерно в 20%. Собеседник издания объяснил это внеплановыми
ремонтами на установках первичной переработки нефти на нескольких крупных
заводах.
Ситуация под контролем
В то же время российские регионы
столкнулись с дефицитом топлива. Так, в Хабаровском крае автомобилисты начали
записываться в очередь за бензином по спискам, а в Крыму ввели лимит сперва 30,
а затем 20 литров топлива в одни руки.
«Уже больше месяца поступают
сообщения о нехватке и перебоях в поставках бензина на АЗС в ряде субъектов.
Некоторые сети, которые продолжают работать в условиях локального дефицита
топлива, были вынуждены ввести ограничения на отпуск бензина в 10–20 л на
посетителя», — сообщил «Известиям» президент Независимого топливного союза
(НТС) Павел Баженов.
В то же время зампред
правительства РФ Александр Новак в кулуарах дискуссионного клуба «Валдай»
заявил, что ситуация с бензином в регионах находится под контролем.
«Ситуация абсолютно
контролируемая. Активно работает министерство энергетики со всеми регионами в
штабном режиме. Сегодня в целом у нас баланс спроса и предложения обеспечен по
стране», — сказал он.
Вице-премьер признал, что в
«отдельных регионах» существуют проблемы обеспечения топливом, но правительство
и региональные власти решают их «в ручном режиме».
Правительство РФ уже приняло
решение о запрете экспорта дизельного топлива для непроизводителей, а также о
продлении полного запрета на вывоз автомобильного бензина. На рассмотрении —
вопрос о временном (на полгода) разрешении использования присадок для
увеличения производства бензина и дизельного топлива. Кроме того, планируется
обнулить ввозные пошлины на бензин из Китая, Южной Кореи и Сингапура. Сейчас
тарифы составляют пять процентов от таможенной стоимости.
В комментарии для «Газеты.Ru» первый
зампред комитета Госдумы по энергетике Игорь Ананских выразил мнение, что эти
меры позволят выправить ситуацию в ближайшее время.
«Проблема [нехватки топлива]
есть, там несколько [причин]: и ремонты НПЗ, и посевная [деятельность],
уменьшение производительности НПЗ из-за атак с Украины. Все это вместе
сказалось на определенных проблемах с бензином. Ситуация в обозримом будущем —
две-три недели — должна стабилизироваться», — сказал он.